17:07

28.06.2018

Малоярославец

--

ПРОГНОЗ социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Утверждён

постановлением Администрации

МО ГП "Город Малоярославец"

от «21» октября 2020 г.  №936

 

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития муниципального образования

городское поселение «Город Малоярославец» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

 

Прогноз социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработан в соответствии с:

- постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 03.11.2015 № 1043 «О Порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на долгосрочный период».

Прогноз разработан в двух вариантах - базового и целевого сценарного развития в зависимости от степени влияния факторов, воздействующих на развитие экономики и социальной сферы в прогнозном периоде.

Базовый вариант (1 вариант) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях сдержанной динамики изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных направлений развития.

Целевой вариант (2 вариант) базируется на успешной реализации всего комплекса мер разработанного Правительством Российской Федерации и заложенного в национальных проектах. Указанные меры направлены на восстановление занятости населения, улучшение демографической ситуации, а также на обеспечение роста производительности туда в экономике, увеличение доли малого бизнеса в экономике города, расширение экспорта, в том числе несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг, ускорение темпов экономического роста города и долгосрочные структурные изменения.

Базовый сценарий предлагается использовать для разработки параметров бюджета МО ГП «Город Малоярославец» на 2021-2023 годы.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Малоярославец» на 2021 - 2023 годы разработаны в рамках бюджетного процесса, на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в отраслях экономики, прогнозных оценок ряда предприятий и организаций города и статистических данных.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, прогнозных оценок крупных и средних предприятий и организаций города, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории города. Прогноз разработан по определенным стоимостным и объемным показателям с учетом сценарных условий развития российской экономики, с учетом Методических рекомендаций министерства экономического развития Калужской.

На развитие МО ГП «Город Малоярославец» оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы. Кроме того, на уровень социально-экономического развития МО ГП «Город Малоярославец» существенное влияние оказывает принятие на федеральном уровне Законов в сфере жилищного, земельного законодательства и закона о местном самоуправлении. Так же социально-экономическое развитие города зависит от ориентирования российской экономики и приоритетов, которые определяет экономическая политика Правительства Калужской области. В частности, мероприятия, связанные с модернизацией социального сектора, с привлечением инвестиций, реализация национальных проектов и мер демографической и миграционной политики.

К внешним ограничениям экономического роста относится влияние неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, замедляющих темп роста притока прямых иностранных инвестиций, а также введение ключевыми странами взаимных торговых ограничений.

Распространение в 2020 году новой коронавирусной инфекции стало основным сдерживающим фактором, повлиявшим на экономику города и страны в целом. Введение режима нерабочих дней, а также ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности в большинстве секторов экономики.

Наибольший спад наблюдается в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Значительно снизилась прибыльность предприятий и организаций. Увеличилось число граждан, оставшихся временно без работы.

К внутренним факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города в среднесрочном периоде, относятся: недостаток вложений в основной капитал, а также недостаточный уровень внедрения инновационных технологий, сохранение достаточно высокого уровня реальных процентных ставок по кредитам, тормозящих экономическую активность. Кроме того, в результате снижения реально располагаемых доходов населения остается низким уровень потребительского спроса населения, что ограничивает развитие потребительского рынка.

Сдерживающими факторами развития экономики города остаются дисбаланс спроса и предложения рабочей силы (как в территориальном, так и в квалификационном разрезах), низкая мотивация населения к внутрирегиональной трудовой миграции, повышенный интерес к занятости в организациях, ведущих свою деятельность на территории московской агломерации, а так же демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного прироста населения, усиление конкуренции с другими регионами по цене размещения инвестиционных проектов.

Предполагается, что в прогнозном периоде будет продолжаться стабилизация экономической ситуации в городе и регионе с возможным приростом при условии дальнейшего оживления экономической активности в России в целом.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в 2020 году по данным статистических исследований составила 27 795 человек, что составляет 101,4 % к уровню 2019 года. Однако, фактическая численность составляет более 35 тыс. человек, т.к. перепись населения города Малоярославец в 2010 году была проведена некорректно. Анализ фактической численности по данным государственных органов показал, что число голосующих - 27 ,3 тыс. человек, число жителей дошкольного и школьного возраста составляет около 8 тыс. человек. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране очередная перепись населения перенесена с 2020 года на 2021 год.

В Малоярославце, как и в большинстве других городов российских регионов, уровень рождаемости недостаточен для стабилизации численности населения на долговременную перспективу. Однако, в прогнозируемом периоде реализация целого комплекса мер демографической политики Правительства России и Калужской области, направленных на поддержку молодых семей, семей имеющих, одного и более детей, планируется увеличение рождаемости в городе. Согласно сведений, предоставленных отделом ЗАГС Малоярославецкого района в 2019 году в городе Малоярославец родилось 246 младенцев 125 мальчиков и 121 девочек, а зарегистрированных смертей было 418, за 10 месяцев 2020 года родилось 110 мальчиков и 112 девочек, всего 222 младенца, умерло 360 человека. Однако численность зарегистрированных родившихся младенцев может отличаться от численности младенцев, которые реально проживают в городе Малоярославец, так как не учтены отделом ЗАГС Малоярославецкого района в силу оттока молодых граждан города Малоярославец в другие города нашего региона (Обнинск, Калуга), а также, Москву и Московскую область, регистрация рожденных младенцев происходит как в городе Малоярославец, так и по месту проживания граждан, в частности, в вышеуказанных городах. И, наоборот, в отделе ЗАГС Малоярославецкого района происходит регистрация родившихся детей, которые в дальнейшем не проживают в городе Малоярославец. Аналогичные действия происходят с регистрацией умерших граждан города. Вышеприведенные доводы нельзя не учитывать при оценке и прогнозе численности родившихся и умерших в городе Малоярославец.

С учетом принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на демографическое развитие, в среднесрочном периоде не ожидается снижения численности населения.

В прогнозном периоде среднегодовая численность населения надеемся, что будет увеличиваться в среднем на 0,3%, что в большей степени обеспечивается за счет миграционного прироста. Неблагоприятная тенденция уменьшения числа женщин репродуктивного возраста имеет долгосрочный характер, однако меры, направленные на социальную поддержку семей с детьми, будут являться сдерживающим фактором снижения рождаемости.

Самые оптимистичные варианты прогноза предупреждают, что вплоть до 2030 года ждать больших изменений уровня естественного прироста не приходится. Однако к 2023 году численность населения должна увеличиться на 0,9% по сравнению с уровнем 2020 года.

Возрастно-половая структура населения города будет характеризоваться процессом демографического старения. В 2021-2023 годах сохраняется тенденция сокращения уровня рождаемости не только в муниципальном образовании, но и в целом по Российской Федерации. Связано это с общим сокращением численности женщин фертильного возраста (15-49 лет).

Существует ряд причин, влияющих на снижение уровня рождаемости:

- повышение среднего возраста матерей при рождении детей до 28 - 29 лет, особенно при рождении первого ребенка;

- снижение интенсивности рождений во всех возрастных когортах;

- снижение численности женщин фертильного возраста.

Показатель демографической нагрузки продолжит свой рост. Тем не менее, благодаря модернизации системы здравоохранения региона, а также мерам, направленным на снижение младенческой смертности, сохранение здоровья работников на производстве, формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни и создание необходимых условий для этого ожидается сохранение роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижение общего коэффициента смертности.

В предстоящий среднесрочный период продолжается миграционный прирост населения.

Факторы, влияющие на увеличение количества населения города и рождаемости:

- создание и развитие медико-социальных условий для укрепления здоровья населения и особенно женщин и детей;

- совершенствование системы мер по социальной поддержке семей с детьми, в т.ч. молодых и многодетных семей;

- реализация мер, направленных на укрепление института семьи, популяризацию традиционных семейных ценностей;

- региональная политика по сохранению и увеличению рабочих мест.

Так же модернизация системы здравоохранения города Малоярославец, позволит несколько снизить уровень смертности среди лиц рабочих возрастов. Положительная динамика в данном направлении обусловлена проведением следующих мероприятий:

-  периодически проводимой диспансеризации работников предприятий;

- профилактики социально-значимых болезней;

- внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности работодателей за здоровье работников.

Стоит отметить важную роль государственной демографической политики, направленную на формирование здорового образа жизни населения, снижение масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукции, профилактику наркомании.

С 2019 года началась реализация Национального проекта "Демография", мероприятия которого направлены на улучшение демографической ситуации. Однако вводимые меры стимулирования рождаемости имеют отложенный эффект.

В условиях естественной убыли населения основным источником частичной компенсации естественных потерь населения останется его миграционный прирост, который в последние годы обеспечивался исключительно за счет обмена населением со странами ближнего зарубежья, что сохранится и в прогнозном периоде.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В 2019 году ситуация на рынке труда как в Калужской области в целом так и в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» характеризовалась как стабильная.

Численность занятого населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» в 2020 году в натуральном выражении составит 10 454 человек.

Структура занятости по полному кругу предприятий города в 2020 году сложилась следующим образом:

- 46,8 % обрабатывающие производства;

- 22,1 % сфера торговли;

- 12,5 % образование;

- 7,4 %    здравоохранение;

- 11,2 % прочие отрасли экономики.

В 2020 году в связи с пандемией в Российской Федерации в целом и в городе Малоярославец были введены ограничительные меры, связанные с полным, либо частичным временным прекращением деятельности части предприятий и организаций, ограничением перемещения и повышенными требованиями к условиям труда и правилам предоставления услуг. Правительством Российской Федерации также утверждены дополнительные меры поддержки граждан, потерявших работу в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Эти факторы привели к изменению ситуации на рынке труда города.

С начала 2020 года в службу занятости в целях поиска подходящей работы на территории МО ГП «Город Малоярославец» обратилось на  43% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

Признано безработными с начала года в 4,5 раза больше человек, чем за этот период в 2019 году.

Уровень регистрируемой безработицы на конец июня 2020 года составил – 2,4% (на конец июня 2019 года –0,46 %).

Сокращение числа безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, ожидается по мере отмены ограничительных мер и окончания сроков действия дополнительных мер поддержки, однако ввиду значительной абсолютной величины этого показателя снижение его будет постепенным.

Наибольшее количество вакансий имеется от предприятий обрабатывающего производства и здравоохранения. В основном требуются высококвалифицированные специалисты. В настоящее время в МО ГП «Город Малоярославец» наиболее востребованными работодателями являются медицинские работники,  педагоги, менеджеры, фармацевты, бухгалтеры, инженеры, механики, слесаря, сварщики, токаря, водители автомобиля, электромонтеры, операторы,  неквалифицированные рабочие. В общей потребности в кадрах доля вакансий для  рабочих профессий  составляет на уровне 60 %.  По оценке 2020 г. коэффициент напряженности на рынке труда увеличится по сравнению с предыдущим периодом и составит- 1,4 ед.

Обеспечение экономики города необходимыми трудовыми ресурсами будет осуществляться на основе рационального планирования их подготовки и распределения, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников. В рамках этих задач в предстоящие годы политика в области труда и занятости будет направлена на:

- развитие системы обучения персонала на производстве, закрепление молодых специалистов;

- расширение социального партнерства;

- формирование условий повышения миграционной привлекательности города;

- создание системы формирования кадрового резерва в отраслях экономики;

- улучшение условий и охраны труда, снижение уровня профессионального риска;

- поддержку предпринимательской инициативы граждан из числа незанятого населения.

Данный процесс будет обусловлен сокращением числа безработных, а также проявлением экономической активности трудоспособными гражданами, не занятыми прежде трудовой деятельностью. Однако, несмотря на дефицит рабочих рук, трудовой ресурс указанной категории граждан будет востребован частично, что обусловлено качеством их трудового потенциала. 

Можно предполагать, что до конца текущего года численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории города, не будет значительно отличаться от предыдущего года. В первом полугодии 2020 года реализуемые Российской Федерацией меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции оказали влияние на снижение численности трудовых мигрантов. Однако до конца текущего года, после открытия границ Российской Федерации, можно ожидать увеличение прибывающих на территорию города иностранных работников.

По прогнозу, в ближайшие два года в связи с ухудшением экономической ситуации в странах Содружества Независимых Государств, связанной с распространением коронавирусной инфекции, возможно увеличение числа иностранных трудовых мигрантов, желающих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в том числе и на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец». Однако в связи с ростом безработицы среди российских граждан и необходимостью защиты национального рынка труда на территории нашего региона в целом будут применяться существующие механизмы регулирования иностранной рабочей силы. Установление запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Калужской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, предусмотренного Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволит ограничить численность иностранных работников как на территории региона в целом, так и на территории города Малоярославец.

Уровень регистрируемой безработицы к концу прогнозируемого периода не превысит 0,6%. Положительная динамика будет наблюдаться как по занятым в частном секторе, так и в организациях российской и иностранной форм собственности. В среднесрочной перспективе на рынке труда муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в квалификационном, так и в территориальном разрезе несколько снизится.

 

УРОВЕНЬ ДОХОДОВ

В 2020 году рост реальных располагаемых доходов населения составит 98%, реальной заработной платы - 100%. В 2021 году ожидается рост реальных располагаемых доходов населения на 1,5%, реальной заработной платы - на 1,9%, при темпе роста среднедушевых доходов 105,6% по базовому варианту с последующим выходом на траекторию устойчивого роста.

По оценке 2020 года средний размер пенсии составит более 14 500 руб. или  105,8% к уровню 2019 года.

За три года реальные располагаемые доходы населения по базовому варианту планируется увеличить на 5%.

Среднемесячная заработная плата в городе Малоярославец по полному кругу организаций по оценке 2020 года составит 36 850 рублей или 102% к уровню 2019 года, темп роста средней начисленной заработной платы по МО ГП «Город Малоярославец» в 2021-2023 годах планируется 104,3%, 104.0%, 104,6% соответственно.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

По оценке 2020 года отгрузка по полному кругу предприятий МО ГП «Город Малоярославец» ожидается 19 070,83 млн. рублей или 112,7 % к уровню 2019 года, в 2021 году отгрузка по полному кругу предприятий планируется на уровне 102,4 % или в денежном выражении в пределах 19 529,2 млн. рублей. В прогнозном периоде 2022-2023 годах планируется увеличение  на уровне 103,5% - 103,4% соответственно.

В 2020 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 118,6%, объем отгруженной продукции в фактических ценах составит порядка 16 070,4 млн. рублей. В 2021 году прогнозируется увеличение отгрузки товаров промышленного производства в денежном выражении до 16 479,6 млн. руб., что составит 102,5% к уровню 2020 года.   В прогнозном периоде 2022-2023 годов темп роста отгрузки товаров будет на уровне 103,4% ежегодно.

Наибольшую долю в промышленном производстве МО ГП «Город Малоярославец» занимают обрабатывающие производства: по оценке в 2020 году она составит 92,7%  от общего объема продукции, отгруженной промышленными предприятиями.

Предприятия обрабатывающих производств в 2020 году отгрузят товаров на сумму 14 889,7 млн. рублей, индекс производства составит 120,1 %. Рост производства связан с увеличением объемов металлургического производства, производства, пищевых продуктов и др.

Прогнозируемая динамика экономического роста показывает, что наибольшие резервы промышленного развития связаны с ростом инвестиций в основной капитал, освоением новых рыночных направлений. Большое значение оказывают динамика потребительского спроса и покупательной способности населения.

В 2020-2023 годах в структуре обрабатывающего производства преобладающую долю будет занимать металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, что является основой промышленного потенциала города. Удельный вес данных производств составляет в среднем 56% объема отгруженной продукции города.

 

В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий:

Ведущими предприятиями металлургического производства являются ООО «Агрисовгаз», ООО «РСМЕТАЛЛ», ООО «ВМК- Инвест».

ООО «Агрисовгаз» является крупнейшим градообразующим предприятием в металлургическом производстве. Основным видом деятельности является производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей. Удельный вес в общем объеме отгруженной   промышленной продукции города в 2020-2023 годах составит около 38 %, среди крупных и средних предприятий – 46%.

По оценке предприятия в 2020 году планируется незначительный рост объема отгруженной продукции и составит 6 124,9 млн. руб., темп роста относительно уровня 2019 года - 6 004,8 млн. руб. ожидается на уровне 102%. В 2021 году объем отгруженной продукции в ООО «Агрисовгаз» планируется  так же 102% к уровню 2020 года, что составит в денежном выражении 6 247,4 млн. руб. В прогнозируемых 2022-2023 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 6 372,3  и 6 499,8 млн. руб., темп роста продолжит расти до 102% ежегодно.

В прогнозном периоде 2021-2023 гг. численность работающих планируется сохранить на уровне в среднем не менее 1291 человек.

Основным направлением деятельности ООО «РСМЕТАЛЛ» является производство высококачественных электросварных труб круглого и прямоугольного сечения различной длины и размеров, а также стальных конструкций любой сложности с весом элементов до 10 тонн. ООО "РСМЕТАЛЛ" оснащён современным, высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными специалистами, как в области производства трубы, так и в области изготовления металлоконструкций, что позволяет вести весь спектр работ - от разработки конструкций металлических деталей по чертежам заказчика до конечного этапа изготовления продукции, используя только собственные производственные мощности сохраняя при этом высокое качество изготавливаемой продукции. Для удобства работы с клиентами по отгрузке продукции ООО «РСМЕТАЛЛ» имеет собственные подъездные пути, и складские площади и помещения. По оценке 2020 года объем отгруженной продукции составит 444,1 млн. руб., в 2019 году объем отгруженной продукции составил 470,8 млн. руб., наблюдается снижение темпа роста отгрузки 94,3 % относительно отчетного периода 2019 года. В 2021 году в ООО «РСМЕТАЛЛ» планируется увеличение объема отгруженной продукции до уровня 515,4 млн. руб., темп роста 116,1%.

В прогнозном периоде 2022-2023 годов предприятие планирует уровень объемов отгруженной продукции на уровне 581,6 и 652,3 млн. руб. соответственно. Темп роста отгруженной продукции в данном периоде планируется на уровне 112,9 % и 112,2% соответственно.

Основным видом деятельности ООО «ВМК Инвест» является производство металлических конструкций, изделий и их частей, а так же производство и поставка алюминиевого профиля. По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2020 году составит 2 399,8 млн. руб., темп роста относительно уровня 2019 года – 2 159,2 млн. руб. ожидается на уровне 111%. В 2021 году прогнозируется не значительный рост отгруженной продукции к уровню 2020 года, что составит 103,8 %, в денежном выражении объем отгрузки продукции в ООО «ВМК Инвест» составит 2 492,1 млн. руб. В прогнозируемых 2022-2023 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 2 584,4 млн. руб. ежегодно, темп роста составит 103,7%, 100% соответственно.

 

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях представлено ООО НПО «ФармВИЛАР».

ООО НПО «ФармВИЛАР» имеет среднесписочную численность работников на уровне 293 человека, в прогнозируемом периоде планируется оставить численность работников на том же уровне.

По оценке 2020 года объем отгруженной продукции в ООО НПО «ФармВИЛАР» ожидается 460 млн. руб. Темп роста составит 74 %. В прогнозном периоде 2021-2023 годах планируется объема отгруженной продукции на уровне 2020 года. В настоящее время данное предприятие остается в категории крупные и средние предприятия.

 

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Ведущими предприятиями данного производства являются:

ООО "Союз "Техпласт"- перспективно развивающаяся компания, успешно работает на рынке производства и продаж труб ПВХ для электропроводки и монолитного строительства. За время своей работы, данное предприятие завоевало доверие многочисленного круга клиентов в России.

По оценке 2020 года объем отгруженной продукции предприятия составит в денежном выражении 56,3  млн. руб., что на 5% ниже уровня отчетного 2019 года – 59,6 млн. руб. В предстоящем 2021 году планируется увеличить темп роста объема отгруженной продукции до уровня 103 % по отношению к 2020 году и вывести его на отметку 57,8 млн. руб. В прогнозном периоде 2022 – 2023 годов ожидается сохранение темпа роста отгруженной продукции предприятия на уровне 104,2% и 104,6% соответственно, что в денежном выражении составит 60,2 и 63,0 млн. руб. соответственно. По оценке 2020 года на предприятии работает 18 человек. В прогнозном периоде 2021-2023 г.г. планируется численность на уровне 2020 года.

ООО «Фауна –пласт» по оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2020 году составит 24.4  млн. руб., темп роста относительно уровня 2019 года – 25,8 млн. руб. ожидается на уровне 95%. В 2021 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2020 года – 102,7%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 25,1 млн. руб. В прогнозируемых 2022-2023 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 26.1 и 27.3 млн. руб. соответственно, темп роста составит 104,2%, 104,6% соответственно.

По оценке 2020 года на предприятии работает 18 человек. В прогнозном периоде 2021-2023 г.г. планируется численность на уровне 2020 года.

 

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования представлено:

ОАО «Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод» (МОПАЗ).  В настоящие время производственные площади сдаются в аренду.

АО «Малоярославецкий приборный завод» Малоярославецкий приборный завод был основан в 1971 году, как опытное производство Московского НИИ приборостроения Министерства радиопромышленности СССР и предназначался для изготовления сложных радиотехнических систем по заказу Министерства Обороны СССР. В 80-х годах прошлого века Малоярославецкий приборный завод стал крупнейшим промышленным предприятием города. В 1994 году завод был преобразован в ОАО "Малоярославецкий приборный завод". В 2015 году ОАО "МПЗ" преобразован в АО "МПЗ". 

В настоящее время предприятие выпускает: медицинскую технику, а именно приборы для физиотерапии. 

По оценке 2020 года объем отгруженной продукции предприятия составил в денежном выражении 22,4 млн. руб., что на 8,9 % выше уровня отчетного 2019 года – 20,6 млн. руб. В прогнозном периоде 2021-2023 годах планируется незначительное увеличение объема отгруженной продукции на 1,8% и 2,2% и 2,1% соответственно. На предприятии работает в среднем 36 человека, в прогнозном периоде планируется численность на том же уровне.

 

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

Основными предприятиями города, относящимися к пищевой промышленности являются:

ООО «Малоярославецкий комбинат хлебопродуктов»

Численность персонала в среднем 48 человек. Объем отгруженной продукции в 2019 г составил 45,4 млн. руб.  По оценке 2020 года ожидается незначительное увеличение объема отгруженной продукции, планируется отгрузить товаров на сумму 45,5 млн. руб., что составит 100,4 % к уровню 2019 года. В 2021 году произойдет так же увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 47,2 млн. руб., темп роста составит 103,6 %, В 2022 году темп роста отгруженной продукции составит 103,8%, при ее денежном выражении – 49,0 млн. руб. В 2023 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 51,0 млн. руб., при этом темп роста составит 104,2%.

ЗАО «Партнер –М» - предприятие, деятельность которого сконцентрирована на производстве и дистрибьюции важнейших пищевых и кормовых ингредиентов: растительных, животных и молочных белков, крахмалосодержащих продуктов и пищевых волокон. Обладая многолетним опытом работы на ингредиентном рынке, компания имеет деловых партнеров в разных странах мира, поставляя продукцию не только во все регионы России и СНГ, но и в страны Европы и ближнего Востока.

Производство и оптовая продажа пищевых добавок и ингредиентов для мясоперерабатывающей промышленности. Предприятие имеет собственное производство и лабораторию, сотрудничество с ведущими НИИ пищевой промышленности, совместно с НИИ мясной промышленности экструзионный центр. ЗАО «Партнер-М» разрабатывает и внедряет Менждународные стандарты ISO 22000, HACCP, поставляет продукцию во все регионы РФ, а также в Украину, Грузию, Казахстан. 

Средняя численность персонала по оценке 2020 года составит 119 человек, в прогнозном периоде останется на уровне 2020 года.

По оценке в 2020 году темп роста отгрузки увеличится до 105,3 % относительно отчетного периода 2019 года, и в денежном выражении 671,9 млн. руб. против 638,0 млн. руб. в 2019 году. В 2021 году объем отгруженной продукции ожидается порядка 681,7 млн. руб., темп роста составит 101,5%, В 2022 году темп роста отгруженной продукции составит 100,8%, при денежном выражении – 687,0 млн. руб. В 2023 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 700,1 млн. руб., при этом темп роста составит 101,9%. В 2018 году произошел переход ЗАО «Партнер –М» в категорию «крупные и средние предприятия».

ООО "Малоярославецкий молочный комбинат"— производственная компания, созданная в феврале 2016 года, вид деятельности производство молока и молочной продукции. Средняя численность персонала по оценке 2020года составит 45 человек, и в прогнозном периоде планируется на том же уровне. По оценке в 2020 году темп роста отгрузки составит 93,5 % относительно отчетного периода 2019 года, и в денежном выражении будет 230,0 млн. руб. В 2021 году произойдет увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 240,0 млн. руб., темп роста составит 104,4%, В 2022-2023 годах темп роста отгруженной продукции составит 104,2% и 108,0% соответственно, при денежном выражении – 250,0 млн. руб., и 270,0 млн. руб.

ООО «Сифуд Индастриз» - основной род деятельности переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков. На рынке существует более 3,5 лет.  И является ведущим предприятием  пищевой промышленности в городе.

 Финансовая история предприятия показывает, что за последние 2 года у ООО "СИФУД ИНДАСТРИЗ" наблюдается рост доходов, прибыль также растет. Средняя численность персонала по оценке 2020 года составит 419 человек, и в прогнозном периоде планируется не ниже уровня 2020 года.

По оценке 2020 года объем отгрузки составит 2 466,4 млн. руб. В 2021 году произойдет увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 2 545,3 млн. руб., темп роста составит 103,2%. Темп роста отгрузки в 2022-2023 гг. планируется на уровне 103,4%, 104,0% соответственно.

 

Производство мебели представляет:

ООО «СОЛАНА» основной вид деятельности производство мебели для офисов и предприятий торговли. На рынке с 2015 года.  Объем отгрузки в 2019 году составляет 9,3 млн. руб. По оценке 2020 года объем отгрузки составит 9,4 млн. руб., темп роста 101,0%. Темп роста отгрузки в 2021-2023 гг. составит 101,6% ежегодно.

 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:

УМП «КЭиТС» даст объем отгрузки по оценке 2020 года на уровне 278,2 млн. руб., что на 2,4% выше уровня отчетного 2019 года.  В 2021 году планируется увеличить объем отгрузки до уровня 285,8 млн. руб. в денежном выражении, темп роста при этом составит 102,8%. В 2022-2023 годах по прогнозу ожидается темп роста объема отгруженной продукции также на уровне 103% ежегодно, при этом в 2022 году планируется отгрузить продукции на 294,4 млн. руб., в 2023 – на 303,2 млн. руб.

ОАО "Малоярославецмежрайгаз". В отчетном 2019 году объем отгрузки предприятия составил 266,2 млн. руб., по оценке 2020 года объем отгрузки составит 274,7 млн. руб., темп роста отгрузки ожидается на уровне 103,2%. В 2021 году планируется отгрузить продукции на 290,4 млн. руб., темп роста при этом составит 105,7 %. В 2022 – 2023 годах в денежном выражении объем отгруженной продукции в ОАО «Малоярославецмежрайгаз» увеличится до 301,7 и 313,4 млн. руб., а темп роста составит 103,9% ежегодно.

 УМП «Водоканал» по оценке 2020 года отгрузит продукции на сумму 86,9 млн.  руб., в отчетном 2019 году данный показатель составлял 83,5 млн. руб. Темп роста по оценке 2020 года ожидается на уровне 104%. В предстоящем 2021 году темп роста объема отгруженной продукции по отношению к 2020 году планируется так же 104%, в денежном выражении составит 90,4 млн. руб. В прогнозном периоде 2022 – 2023 годов темп роста объема отгруженной продукции на предприятии останется около 104% ежегодно, при этом, в денежном выражении отгрузка составит 94,0 млн. руб. в 2022 году и 97,7 млн. руб. в 2023 году.

 

Прочие производства: объем отгруженной продукции в отчетном 2019 году по крупным, средним и малым прочим предприятиям города составил  более 5 млрд. руб.,  Темп роста по оценке 2020 года ожидается на уровне 90,5 %. В предстоящем 2021 году темп роста по отношению к 2020 году планируется 101,4%, а в прогнозном периоде 2022 – 2023 годов темп роста объема отгруженной продукции на прочих предприятиях города планируется на уровне 104,7% и 105,0% соответственно.

В 2020 году по некоторым предприятиям МО ГП «Город Малоярославец» ожидается незначительное снижение количественных и стоимостных показателей деятельности предприятий, что, скорее всего, связано с ухудшением ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

 

В таблице 1 приведены показатели отгрузки/реализации продукции за период 2019-2023 годов:

Таблица 1

 

Наименование промышленного предприятия

Отгружено/реализовано продукции, млн. руб.

Темп роста, %

2019 г отчет

2020 г оценка

2021 г прогноз

2022 г прогноз

2023 г прогноз

2020г к 2019г

2021г к 2020г

2022г

к

2021г

2023г к 2022г

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

ООО «Агрисовгаз»

6 004,8

6 124,9

6 247,4

6 372,3

6 499,8

102,0

102,0

102,0

102,0

ООО «РСМЕТАЛЛ»

470,8

444,1

515,4

581,6

652,3

94,3

116,1

112,9

112,2

ООО «ВМК Инвест»

2 159,2

2 399,8

2 492,1

2 584,4

2 584,4

111,0

103,8

103,7

100,0

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

ООО НПО «ФармВИЛАР»

624,4

460,0

460,0

460,0

460,0

74,0

100,0

100,0

100,0

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

АО «Малоярославец-кий приборный завод»

20,6

22,4

22,8

23,3

23,8

 

108,9

101,8

102,2

102,1

 

Производство резиновых и пластмассовых изделий

ООО «Союз «Техпласт»

59,6

56,3

57,8

60,2

63,0

95,0

103,0

104,2

104,6

ООО «Фауна –пласт»

25,8

24,4

25,1

26,1

27,3

95,0

102,7

104,2

104,6

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

ООО «Малоярославец-кий комбинат хлебопродуктов»

45,4

45,5

47,2

49,0

51,0

100,4

103,6

103,8

104,2

ООО «Малоярославецкий молочный комбинат»

245,8

230,0

240,0

250,0

270,0

93,5

104,4

104,2

108,0

ЗАО «Партнер-М»

638,0

671,9

681,7

687,0

700,1

105,3

101,5

100,8

101,9

ООО «Сифуд Индастриз»

2 382,2

2 466,4

2 545,3

2 631,9

2 737,2

103,5

103,2

103,4

104,0

Производство мебели

ООО «СОЛАНА»

9,3

9,4

9,6

9,7

9,9

101,0

101,6

101,6

101,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

УМП «КЭиТС»

271.7

278,2

285,8

294,4

303,2

102,4

102,8

103,0

103,0

ОАО «Малоярославец-межрайгаз»

266,2

274,7

290,4

301,7

313,4

103,2

105,7

103,9

103,9

УМП «Водоканал»

83,5

86,9

90,4

94,0

97,7

104,0

104,0

104,0

104,0

Прочие производства

5 462,2

4 944,5

5 014,1

5 250,5

 

5 514,

 

90,5

101,4

104,7

105,0

 

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В 2020 году в целом по городу ожидается незначительный, но рост количественных показателей малых предприятий, что связано с государственной поддержкой предпринимательства, даже в период пандемии. Однако, что касается стоимостных показателей деятельности малых предприятий, то в 2020 году ожидается снижение, это связано с ухудшением ситуации в связи с распространением новой коронавирусной.

Количество действующих малых предприятий в 2020 году оценивается в
532 единицы. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, по оценке, составит 2 158 человек. В прогнозном периоде 2021-2023 годов  ожидается незначительный рост количества субъектов малого предпринимательства (СМП): 537, 542, 547 единиц соответственно. Средняя численность работающих на СМП в прогнозном периоде в среднем составит 2 178 человек.

По оценке, объем отгруженной продукции субъектов малого предпринимательства в 2020 году составит 5 832,1 млн. руб., темп роста относительно уровня 2019 года – 6 367,5 млн. руб. ожидается на уровне 91,6%. Снижение объемов в разных сферах деятельности связано с потерей контрактов, перепрофилированием предприятий на производство другой продукции (защитных масок, костюмов) и приостановкой деятельности в связи с пандемией. В 2021 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2020 года, что составит 101,0%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 5 887,6 млн. руб. В прогнозируемых 2022-2023 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 6 171,7 и 6 525,5 млн. руб. соответственно, темп роста продолжит медленно расти до 104,8% и 105,7% соответственно.

Наиболее значимыми малыми предприятиями МО ГП «Город Малоярославец являются: ООО  «Евроактив Эстейт», ООО «Профбетон», ООО «Колорит», ООО «Алюма», ООО «Алюком», ООО «Малоярославецкий молочный комбинат», ООО «РЭМЭКС –ТЕПЛОМАШ», ООО «Мостостройинжиниринг», ООО ПТК «Приоритет», ООО «Завод Водоприбор», ООО «Вторчермет» и др. Удельный вес СМП в общем объеме отгруженной   продукции города по полному кругу в 2020-2023 годах составит около 31 %.

В целях поддержки бизнеса в 2020 году предпринят ряд мер федерального и регионального уровня, направленных на снижение текущих издержек бизнеса, уменьшение налогового и административного бремени, создание стимулов для сохранения занятости. Организации малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, а также самозанятые получили налоговые льготы, отсрочки по уплате налогов и сборов, субсидии, льготные микрозаймы. Данные меры поддержки способствовали стабилизации работы организаций в текущем году и гарантируют дальнейшее развитие бизнеса.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО И ИНВЕТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

В 2020 году объем инвестиций в основной капитал на развитее экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования по полному кругу предприятий оценивается на уровне 173,1 млн. руб. в номинальном выражении, или 72% в сопоставимой оценке к объемам 2019 года. В предстоящий среднесрочный период 2021-2023 годов прогнозируется прирост инвестиций в основной капитал. Это объясняется улучшением общего инвестиционного климата, увеличением объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, а также вложениями новых инвесторов. В 2021 году возможно увеличение объема инвестиций, который составит 188,6 млн. руб. или  109%  к уровню 2020 г., и в 2022 году планируется рост инвестиций и составит 204,0 млн. руб. или 108%. К 2023 году при условии улучшения экономической ситуации, увеличения инвестиционной активности прогнозируется рост объема инвестиций. В 2023 году темп роста составит 109 % или в денежном выражении 221,9 млн. рублей.

В 2020 - 2023 годах прогнозируется положительная динамика роста объема инвестиций в основной капитал, что объясняется улучшением общего инвестиционного климата, увеличением объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства.

Вложения инвестиций в основной капитал будут осуществляться за счет собственных средств.

Основные инвестиционные вложения за период 2019-2020 годы и в среднесрочной перспективе 2021-2023 годов связаны, прежде всего,  с инвестиционной деятельностью  следующих предприятий: в ООО «Агрисовгаз» данные вложения в натуральном выражении составили и составят 43,8 млн.руб.; 40,0 млн.руб.; 40 млн.руб.; 42 млн.руб.; 45 млн.руб. соответственно по годам. Данные инвестиции будут направлены на приобретение основных средств, и модернизацию и реконструкцию предприятия. В 2019 году на приобретение основных средств  и строительство  для ОАО "Малоярославецмежрайгаз" было направлено инвестиций в размере 82,3 млн.руб., по оценке в 2020 году инвестиции составят 49,5 млн.руб., в прогнозном периоде 2021-2023 годов планируется инвестиций 57,9 млн.руб., 62,3 млн.руб., 67,0 млн. руб., соответственно. Инвестиции на приобретение основных средств, модернизацию и реконструкцию предприятия в «ВМК Инвест» в денежном выражении в 2019 году составили 27,5 млн. руб.,  в 2020-2023 годах  составят 23,0 млн. руб., 50,0 млн.руб., 55,0 млн.руб., 60,0 млн. руб. соответственно. Инвестиции ООО «ФармВилар» за период 2019-2023 годов в денежном выражении составили и составят 26,9 млн.руб.; 15,0 млн.руб.; 15,0 млн.руб.; 15,0 млн.руб.; 15.0 млн.руб. соответственно по годам. Данные инвестиции будут направлены на приобретение основных средств, модернизацию и реконструкцию предприятия.

Основным направлением в экономике МО ГП «Город Малоярославец» остается стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение новых инвесторов на территорию города. Стабильный поток инвестиционных средств обеспечивается созданием комфортных условий ведения хозяйственной деятельности для уже существующих предприятий, а также вновь приходящих на территорию города субъектов инвестиционной деятельности.

Наибольший удельный вес в объеме капитальных вложений в реализацию программ социальной направленности приходится на финансирование из областного бюджета (65%).

Одной из ведущих составляющих развития экономики города является строительство. Удельный вес отгруженной продукции предприятий относящихся к сфере строительство  в общем объеме отгруженной продукции города по полному кругу в 2020-2023 годах составит около 8 %. Объем отгруженной продукции в прогнозном периоде в среднем  планируется 1,6 млрд. руб.

Наиболее значимыеми города в сфере строительства являются малые предприятия, такие как ООО «Агропромстрой», ООО «Стройтехмонтаж плюс», ООО «СПЕЦСТРОЙ-21», ООО «Стройгарант», ООО «СДА», ООО «Виктория», ООО «СССР»,  ООО «ТЭС»,  ООО «Стройтехсервис»,  ООО «Альянс»,  ООО «ВКБ-строй»,  ООО «Энергостройсервис» и другие.

Стратегической целью жилищной политики является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

На территории города  за  2019 год было введено в эксплуатацию жилья, всего     7 794 кв.м., из них за счет средств индивидуального застройщика так же 7 794 кв.м. По оценке 2020 года планируется ввести 8 183 кв.м. жилья за счет средств индивидуального застройщика, что составляет 105% к уровню аналогичного периода 2019 года. В прогнозном периоде 2021-2023 годах запланировано ввести в эксплуатацию жилья порядка 8 200 кв.м. ежегодно. Проводимые мероприятия по улучшению качества жилья, увеличению объемов жилищного строительства, развитию инфраструктуры направлены на обеспечение комфортной среды проживания и жизнедеятельности для всех жителей города.

Положительная динамика прироста объема работ по виду деятельности «строительство» в 2021-2023 годах прогнозируется в связи с ростом объемов инвестиций, строительством объектов инфраструктуры, увеличением объемов ввода жилья.

В прогнозном периоде основные направления строительной деятельности будут направлены на создание стимулов застройщиков для реализации масштабных проектов комплексного развития территорий, обеспеченных инфраструктурными объектами, средства на которые предусмотрены в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, оказание гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем молодых семей, вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в целях жилищного строительства в городе, модернизацию строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, стимулирование внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья.

 

ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В 2019 году общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения города Малоярославец составила 103,350 км. Доля автомобильных дорог местного значения с усовершенствуемым покрытием (асфальтобетон, цементобетон) составляет 41,788 км (40.43%), с переходным типом покрытия (песчано-гравийная смесь) соответственно 61,562 км (59,57%).

В 2020 году протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Малоярославец сохранится на уровне 2019 года. В прогнозном периоде изменений не предвидеться. По оценке в 2020 году в городе будет отремонтировано дорог с усовершенствуемым покрытием общей протяженностью        4 151 км на сумму более 45,8 млн. рублей. В плановом периоде 2021-2023 годах планируется ремонт дорог муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на сумму порядка 58,5 млн. рублей. Так же в 2020 году на территории города Малоярославец было отремонтированы следующие тротуары: участок тротуара от деревни Радищево до ул. Чистовича, участок тротуара по ул. Кутузова (от ул. С.Беляева до ул.Почтовой), участок тротуара л. Турецкая (возле МБУДО «Синяя птица») на сумму более 3,3 млн.рублей.

Основной проблемой развития дорожного хозяйства МО ГП «Город Малоярославец» является высокая доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. С увеличением автомобильного транспорта, актуальным является прогнозирование ухудшения дорожной обстановки, связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий на территории города.

В сложившихся условиях проезд на автомобильных дорогах городского поселения «Город Малоярославец» поддерживается в основном благодаря мерам по содержанию и текущему ремонту.

Так же большой проблемой является не соответствие нормативным требованиям дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.

Для решения указанных проблем необходимы:

- качественное   улучшение   транспортно-эксплуатационного состояния   сети автомобильных дорог местного значения;

- проведение ремонта автомобильных дорог местного значения;

- круглогодичное содержание автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями.

- ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;

 -организация и обустройство пешеходных переходов;

- установка дорожных знаков;

- ремонт (ямочный, картами) уличной дорожной сети в весенний и осенний период;

- нанесение дорожной разметки на улицах города и пешеходных переходах;

- строительство и ремонт тротуаров на улицах города;

- разработка схем организации дорожно-транспортного движения по улицам города;

- внедрение схем организации движения транспорта в местах наибольшего скопления людей;

- организация одностороннего движения на узких участках дорог;

- внедрение системы видеофиксации.

Долгосрочное планирование дорожно-хозяйственной деятельности в муниципальном образовании городского поселения "Город Малоярославец», позволит применить принципы бюджетное планирования, ориентированного на результат, с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов при четко определенных приоритетах развития отрасли.

 

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

Современный потребительский рынок города Малоярославец способен удовлетворить спрос населения на основные продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Сфера обслуживания населения, постоянно развивающаяся сеть предприятий торговли, насыщенность товарами и услугами остаются на соответствующем уровне, тем самым, подтверждая стабильность потребительского рынка МО ГП «Город Малоярославец».

В структуре потребительского рынка города 65,6% занимает сектор розничной торговли (стационарные (магазины) и нестационарные торговые объекты), 21,5% - рынок платных услуг 12,9% - сфера общественного питания. На территории города функционирует один универсальный рынок.

Совершенствование рыночной инфраструктуры способствует повышению уровня обеспеченности населения города в торговом обслуживании и оказании платных услуг.

 Из общего количества стационарных предприятий розничной торговли специализируются на продаже продовольственных товаров 35% магазинов, непродовольственных - 52%, смешанного ассортимента - 13%.

Последовательное внедрение современных форм торговли, динамичное развитие сетевых структур розничной торговли, различных форматов, где используются прогрессивные технологии торгового обслуживания населения по методу: самообслуживания; дистанционного способа продаж (по образцам, каталогам); торговли в кредит; использования, при расчете с покупателями, банковских карт, электронных терминалов; проведения призовых акций, сезонных распродаж, скидок; компьютеризация учета товародвижения способствует повышению качества культуры обслуживания и удовлетворению покупательского спроса населения. При открытии новых предприятий торговли большое внимание уделяется благоустройству прилегающих территорий, обустройству парковок автотранспорта, установке камер видеонаблюдения, обеспечению доступа маломобильных групп населения (установка пандусов).

Порядка 58 % оборота розничной торговли обеспечивают федеральные и региональные сети. В настоящее время в нашем городе работают федеральные и региональные сетевые операторы розничной торговли, такие как «Дикси», «Пятерочка», «Магнит», «Праздничный», «АТАК», «Лента», «Верный» и др.

Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, широким ассортиментом товаров, оснащена передовыми технологиями ведения бизнеса и сервисного обслуживания покупателей. Рост сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, увеличиваются налоговые поступления, внедряются современные технологии. Однако открытие сетевых магазинов в городе Малоярославец влечет за собой закрытие местных магазинов как неконкурентоспособных.

С целью улучшения обслуживания жителей, создания комфортных условий населения по месту жительства развивается сеть магазинов, расположенных в радиусе "шаговой" доступности, торгующих широким ассортиментом товаров. Осуществляется ярмарочная торговля, способствующая реализации продукции местных товаропроизводителей.

По оценке в 2020 году в условиях эпидемиологических ограничений на фоне снижения реальных располагаемых денежных доходов населения оборот розничной торговли составит 5 475,8 рублей, или 98,5% в сопоставимой оценке к уровню 2019 года. При этом более выражено падение в сфере услуг, где карантинные меры снимались поэтапно, а возможности для реализации отложенного спроса ограничены.

В прогнозируемом периоде 2021 - 2023 годов реальный рост объемов оборота розничной торговли составит по базовому варианту 101,0% в 2021 году, 101,3% - в 2022 году, 101,7% - в 2023 году соответственно.

Все больше получает распространение торговля через интернет-магазины, интернет-продажи в общем обороте розничной торговли составляют около 10,2 %.

В прогнозном периоде структура оборота розничной торговли будет ориентирована на расширение товарного ассортимента на имеющихся торговых предприятиях и увеличение объема продаж за счет привлечения потенциальных покупателей, предоставляя выгодные условия для приобретения товаров, активного использования услуг потребительского кредитования.

Функции общественного питания на территории города осуществляют организации различной формы собственности. Из общего количества 44,8% - социально ориентированные предприятия общественного питания, обеспечивающие питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, 55,2% - предприятия, ориентированные на различные группы потребителей, включая сеть быстрого питания.

В супермаркетах и крупных продовольственных магазинах открываются отделы по реализации готовой кулинарной продукции и свежевыпеченных хлебобулочных изделий.

Постоянно расширяется спектр оказываемых предприятиями общественного питания услуг: отпуск блюд на вынос, доставка их по заказам на дом, в офис, изготовление продукции на заказ.

Темпы роста оборота общественного питания в прогнозном периоде в сопоставимых ценах составят 102,4-102,5 % по базовому варианту, и 102,6-102,8 % по целевому варианту.

Предполагается, что в 2020 году на душу населения будет реализовано товаров и продукции общественного питания в среднем в месяц на сумму 19,3 тыс. рублей.

К 2023 году ежемесячная продажа товаров и продукции общественного питания на душу населения возрастет до 19,5- 20,8 тыс. рублей.

Определяющими факторами, влияющими на развитие рынка платных услуг населению как сегмента потребительского рынка, в среднесрочной перспективе являются рост платежеспособного спроса населения, политика по регулированию цен на услуги естественных монополий, а также развитие рынка социальных услуг, предоставляемых ранее бесплатно.

Снижение платежеспособного спроса изменило предпочтения населения по использованию денежных доходов на приобретение услуг.

Диапазон видовой структуры также зависит от платежеспособного спроса населения. В видовой структуре платных услуг 39,2% приходится на услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные и связи (17,3%), бытовые и транспортные (18,7%), медицинские  (8,6%), системы образования (5,5%), прочие (11,7%).

В видовой структуре бытовых услуг наиболее востребованы услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и оборудования (удельный вес в общем объеме бытовых услуг – 28,7%), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (20,5%), парикмахерские и косметические услуги (23,8%).

Предполагается, что сложившаяся структура платных услуг в 2022 - 2023 годах сохранится без значительных изменений. Основными лидерами рынка платных услуг населению в среднесрочной перспективе по-прежнему останутся низкоэластичные к доходам населения услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные услуги, транспортные услуги, которые относятся к разряду «обязательных услуг» и доля которых в объеме услуг составляет около 65%.

Расширяется сеть предприятий, оказывающих услуги населению в основном за счет увеличения поставщиков услуг (образовательные, медицинские, юридические, туристические, пассажирские перевозки и другие услуги).

Снижение платежеспособного спроса в 2020 году изменило предпочтения населения по использованию денежных доходов на приобретение услуг. К концу 2020 года снижение объема платных услуг в сопоставимой оценке ожидается на 15% к 2019 году.

В 2021 - 2023 годах рост объема платных услуг по базовому варианту составит 104,5% в 2021 году, 103% в 2023 году, по целевому варианту - 106,1%, 103,1% соответственно.

К 2023 году ежемесячный объем платных услуг на душу населения составит 5,23 - 5,97 тыс. рублей против 5,08 тыс. рублей по оценке 2020 года.

По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы динамика платных услуг будет иметь положительные значения.

 

ЦЕНОВАЯ СИТУАЦИЯ

Одним из значительных факторов, оказывающих влияние на развитие потребительского рынка, является динамика инфляционных процессов.

Значительное влияние на изменение инфляционных процессов оказывает сохранение ограничительных санкций, неустойчивая динамика курса рубля, дороговизна кредитных ресурсов, сокращение внутреннего спроса. Вместе с тем идет процесс адаптации к изменениям, складывающимся в экономике. Высокий уровень сбережений является фактором, сдерживающим инфляцию.

Динамика роста цен в потребительском секторе муниципального образования в настоящий момент в основном аналогична общероссийским тенденциям. Значительное влияние на изменение инфляционного фона оказало сокращение внутреннего спроса вследствие низкого уровня реальных денежных доходов населения, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции, сохранением ограничительных санкций, нестабильностью валютного рынка.

Ограничения со стороны внутреннего спроса оказывали сдерживающее влияние на инфляцию: в январе - июне 2020 года уровень среднегодовой инфляции по Калужской области в целом и в городе Малоярославец составил 2,7% по отношению к январю - июню 2019 года.

Во второй половине 2020 года ожидается умеренное увеличение годовых темпов потребительской инфляции под влиянием восстановления потребительского спроса, а также с учетом индексации тарифов с 1 июля в текущем году (в 2019 году индексация была частично проведена с 1 января) и низкой базы второй половины прошлого года.

По оценке, среднегодовой рост цен в 2020 году составит 103,5%. В 2021 году прогнозируется их рост на 3,8%.

В 2022 - 2023 годах с развитием производств, выпускающих продукцию для потребительского рынка, стабилизацией динамики цен в связи с восстановлением экономики, увеличением потребительского спроса, прогнозируется рост индекса потребительских цен, значения которого составят вариантам прогноза - 104%.

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ»

Основанием для разработки муниципальных  программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является перечень муниципальных программ, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 05.11.2019 N 1165 «Об утверждении  Перечня муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», реализация которых предусмотрена в 2020 году и в последующие годы».

В муниципальном образовании действуют 17 муниципальных программ МО ГП «Город Малоярославец» (см. таблица 2.), а также

- Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2032 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 184 от 20.04.2017 г.

- Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2030 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 147 от 24.11.2016 г.

- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" на период с 2015 по 2024 годы Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 525 от 19.02.2015 г.

На 2020-2022 годы структура государственных программ в муниципальном образовании существенно не изменится.

 

Перечень муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

Таблица 2

№ п/п

Наименование муниципальной программы

Дата, номер постановления об утверждении программы

1

Муниципальная программа

«Развитие культуры и туризма в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

2

Муниципальная программа

«Развитие физической культуры и спорта  в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

3

Муниципальная программа

«Поддержка развития казачьих обществ в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

4

Муниципальная программа

«Безопасный город» в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

5

Муниципальная программа «Гражданская  инициатива» в  муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

6

Муниципальная программа  «Социальная поддержка граждан в  муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

7

Муниципальная программа «Развитие градостроительной деятельности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

8

Муниципальная программа

«Развитие дорожного хозяйства в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

9

Муниципальная программа

«Благоустройство территории в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

10

Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

11

Муниципальная программа

«Чистая вода в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

12

Муниципальная программа

«Управление муниципальным имуществом в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

13

Муниципальная программа «Формирование современной городской среды  в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» на 2018-2024 годы 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

14

Муниципальная программа «Поддержка  инициативы населения в сфере ЖКХ   в  муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

15

Муниципальная программа

«Содержание и обслуживание жилищного фонда в  муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

16

Муниципальная программа «Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» качественными коммунальными услугами

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

17

Организация деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от  05.11.2019 г. №1165

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития МО ГП «Город Малоярославец» на 2020 год и на период 2021-2023 годов

Таблица 3

Показатели

Ед. изм.

Отчет

Оценка

Прогноз

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

Население

Численность населения на конец года

Тыс.чел.

27,411

27,795

27,856

27,96

28,05

Темп роста, %

 

 

101,4%

100,2%

100,4%

100,3%

Доходы населения

Среднемесячная заработная плата на 1 работника

руб.

36,110

36,850

38,435

39,972

41,811

Темп роста, %

 

 

102,0%

104,3%

104,0%

104,6%

Объем отгруженной продукции, объем инвестиций, розничный товарооборот

Объем отгруженной продукции (без НДС и акцизов) всего по разделам С, D, E ОКВЭД

Млн.руб.

16 916,8

19 070,8

19 529,2

20 213,5

20 909,6

Темп роста, %

 

 

112,7%

102,4%

103,5%

103,4%

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Добывающие производства

Млн.руб.

223,398

220,000

180,000

200,000

250,000

Темп роста, %

 

 

98,5%

81,8%

111,1%

125,0%

Обрабатывающие производства

Млн.руб.

12 395,2

14 889,7

15 299,5

15 799,0

16 289,6

Темп роста, %

 

 

120,1%

102,8%

103,3%

103,1%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Млн.руб.

651,0

117,6

122,3

127,2

132,3

Темп роста, %

 

 

18,1%

104,0%

104,0%

104,0%

Объем отгруженной продукции по малым предприятиям

Млн.руб.

6 367,5

5 832,1

5 887,6

6 171,7

6 525,5

Темп роста, %

 

 

91,6%

183,2%

104,8%

105,7%

Инвестиции в основной капитал

Млн.руб.

241,671

173,1

188,64

204,02

221,92

Темп роста, %

 

 

71,6%

109,0%

108,2%

108,8%

Розничный товарооборот

Млн.руб.

5 561,1

5 475,8

5 527,9

5 599,9

5 696,4

Темп роста, %

 

 

98,5%

101,0%

101,3%

101,7%

Оборот общественного питания

Млн.руб.

1 267,3

1 272,5

1 302,7

1 334,4

1 367,5

Темп роста, %

 

 

100,4%

102,4%

102,4%

102,5%

Объем платных услуг

Млн.руб.

1 321,9

1 325,9

1 385,6

1 440,0

1 482,8

Темп роста, %

 

 

100,3%

104,5%

103,9%

103,0%

 

x