ПРОГНОЗ социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

 

Утверждён

Постановлением администрации

муниципального образования

городское поселение

«Город Малоярославец»

от 25.10.2022 №1091

 

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

Прогноз социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 03.11.2015 № 1043 «О Порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на долгосрочный период».

Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, прогнозных оценок крупных и средних предприятий и организаций города, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории города. Прогноз разработан по определенным стоимостным и объемным показателям с учетом сценарных условий развития российской экономики, с учетом Методических рекомендаций министерства экономического развития Калужской области.

Прогноз разработан в двух вариантах - базового и целевого сценарного развития в зависимости от степени влияния факторов, воздействующих на развитие экономики и социальной сферы в прогнозном периоде.

Базовый вариант (1 вариант) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях внешних санкционных ограничений и внутренних факторов при сохранении основных направлений развития.

Целевой вариант (2 вариант) отражает реализацию Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, обеспечивающего восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Базовый сценарий предлагается использовать для разработки параметров бюджета муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2023-2025 годы.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Малоярославец» на 2022 - 2024 годы разработаны в рамках бюджетного процесса, на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в отраслях экономики, прогнозных оценок ряда предприятий и организаций города и статистических данных.

На развитие муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы. Кроме того, на уровень социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» существенное влияние оказывает принятие на федеральном уровне Законов в сфере жилищного, земельного законодательства и закона о местном самоуправлении. Так же социально-экономическое развитие города зависит от ориентирования российской экономики и приоритетов, которые определяет экономическая политика Правительства Калужской области. В частности, мероприятия, связанные с модернизацией социального сектора, с привлечением инвестиций, реализация национальных проектов и мер демографической и миграционной политики.

К внешним ограничениям экономического роста относится экономические барьеры, введение западными странами санкционных ограничений, что сказывается на поставках товарной продукции и замедлении экономических процессов в муниципальном образовании.

Замедление темпов роста притока прямых иностранных инвестиций, а также введение ключевыми странами взаимных торговых ограничений по поставке и использованию товарной продукции оказывают сдерживающее влияние на восстановление экономики как города, так и региона в целом.

Наибольший спад наблюдается в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Значительно снизилась прибыльность предприятий и организаций. Увеличилось число граждан, оставшихся временно без работы.

К внутренним факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города в среднесрочном периоде, относятся недостаток вложений в основной капитал, а также недостаточный уровень внедрения инновационных технологий, сохранение достаточно высокого уровня реальных процентных ставок по кредитам, тормозящих экономическую активность. Кроме того, в результате снижения реально располагаемых доходов населения остается низким уровень потребительского спроса населения, что ограничивает развитие потребительского рынка.

Сдерживающими факторами развития экономики города остаются дисбаланс спроса и предложения рабочей силы (как в территориальном, так и в квалификационном разрезах), низкая мотивация населения к внутрирегиональной трудовой миграции, повышенный интерес к занятости в организациях, ведущих свою деятельность на территории московской агломерации, а так же демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного прироста населения, усиление конкуренции с другими регионами по цене размещения инвестиционных проектов.

Предполагается, что в прогнозном периоде будет продолжаться стабилизация экономической ситуации в городе и регионе с возможным приростом при условии дальнейшего оживления экономической активности в России в целом.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в 2022 году по данным статистических исследований, согласно итогам Всероссийской переписи населения проводимой в 2021 году составила 41 836 человек.

В 2021 году сохранялась тенденция сокращения уровня рождаемости не только в городе Малоярославец и на территории Калужской области, но и в целом по Российской Федерации, что обусловлено общим сокращением численности женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) в связи с низким уровнем рождаемости в России в 1990 годах. Данный уровень рождаемости недостаточен для стабилизации численности населения на долговременную перспективу. Однако, в прогнозируемом периоде реализация целого комплекса мер демографической политики Правительства России и Калужской области, направленных на поддержку молодых семей, семей имеющих, одного и более детей, планируется увеличение рождаемости в городе. Но стоит заметить, что численность зарегистрированных родившихся младенцев может отличаться от численности младенцев, которые реально проживают в городе Малоярославец, так как не учтены отделом ЗАГС Малоярославецкого района в силу оттока молодых граждан города Малоярославец в другие города нашего региона (Обнинск, Калуга), а также, Москву и Московскую область, регистрация рожденных младенцев происходит как в городе Малоярославец, так и по месту проживания граждан, в частности, в вышеуказанных городах. И, наоборот, в отделе ЗАГС Малоярославецкого района происходит регистрация родившихся детей, которые в дальнейшем не проживают в городе Малоярославец. Аналогичные действия происходят с регистрацией умерших граждан города.

Естественная убыль населения за 2021 год увеличилась по сравнению с 2020 годом и составила 10,9 промилле (2020 год - 8,2), а общий коэффициент рождаемости составил 8,8 промилле против 9,7 промилле в 2020 году.

С учетом принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на демографическое развитие, в среднесрочном периоде снижения численности населения не ожидается.

В прогнозном периоде среднегодовая численность населения надеемся, что будет увеличиваться в среднем на 0,12%, что в большей степени обеспечивается за счет миграционного прироста. Неблагоприятная тенденция уменьшения числа женщин репродуктивного возраста имеет долгосрочный характер, однако меры, направленные на социальную поддержку семей с детьми, будут являться сдерживающим фактором снижения рождаемости.

Самые оптимистичные варианты прогноза предупреждают, что вплоть до 2030 года ждать больших изменений уровня естественного прироста не приходится. Однако к 2024 году численность населения должна увеличиться на 1,0% по сравнению с уровнем 2021 года.

Возрастно-половая структура населения города будет характеризоваться процессом демографического старения.

Существует ряд причин, влияющих на снижение уровня рождаемости:

- молодые люди все позже вступают в брак, и, как следствие, наблюдается повышение среднего возраста матерей при рождении детей до 28 - 29 лет, особенно при рождении первого ребенка;

- снижение интенсивности рождений во всех возрастных когортах;

- снижение численности женщин фертильного возраста.

Показатель демографической нагрузки продолжит свой рост. Тем не менее, благодаря модернизации системы здравоохранения региона, а также мерам, направленным на снижение младенческой смертности, сохранение здоровья работников на производстве, формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни и создание необходимых условий для этого ожидается сохранение роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижение общего коэффициента смертности.

В предстоящий среднесрочный период продолжается миграционный прирост населения.

Факторы, влияющие на увеличение количества населения города и рождаемости:

- создание и развитие медико-социальных условий для укрепления здоровья населения и особенно женщин и детей;

- совершенствование системы мер по социальной поддержке семей с детьми, в т.ч. молодых и многодетных семей;

- реализация мер, направленных на укрепление института семьи, популяризацию традиционных семейных ценностей;

- региональная политика по сохранению и увеличению рабочих мест.

Так же модернизация системы здравоохранения города Малоярославец, позволит несколько снизить уровень смертности среди лиц рабочих возрастов. Положительная динамика в данном направлении обусловлена проведением следующих мероприятий:

-  периодически проводимой диспансеризации работников предприятий;

- профилактики социально-значимых болезней;

- внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности работодателей за здоровье работников.

Стоит отметить важную роль государственной демографической политики, направленную на формирование здорового образа жизни населения, снижение масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукции, профилактику наркомании.

В условиях естественной убыли населения основным источником частичной компенсации естественных потерь населения останется его миграционный прирост, который в последние годы обеспечивался исключительно за счет обмена населением со странами ближнего зарубежья, что сохранится и в прогнозном периоде.

Преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения остаются основными приоритетами государственной политики. Однако вводимые меры, направленные на улучшение демографической ситуации, в городе и регионе имеют отложенный эффект.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В 2022 году ситуация на рынке труда как в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец», так и в Калужской области в целом характеризовалась как стабильная.

Численность занятого населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» в 2022 году в натуральном выражении составит 10 875 человек.

Структура занятости по полному кругу предприятий города в 2022 году сложилась следующим образом:

- 42,6 % обрабатывающие производства;

- 23,4 % сфера торговли;

- 13,0 % образование;

- 8.2 %    здравоохранение;

- 12,8 % прочие отрасли экономики.

В 2022 году на территории муниципального образования городское количество обращений граждан в службу занятости населения уменьшилось более чем на 25 %, по сравнению с усредненным значением, сложившимся за последние годы.

При этом не исключен рост числа обращений в последние месяцы текущего года. Основной группой риска на рынке труда являются работники предприятий, находящиеся в настоящее время в простое либо работающие в режиме неполного рабочего времени.

Наибольшее количество вакансий имеется от предприятий обрабатывающего производства и здравоохранения. В основном требуются высококвалифицированные специалисты. В настоящее время в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» наиболее востребованными работодателями являются медицинские работники, педагоги, менеджеры, фармацевты, бухгалтеры, инженеры, механики, слесаря, сварщики, токаря, водители автомобиля, электромонтеры, операторы, неквалифицированные рабочие.

Обеспечение экономики города необходимыми трудовыми ресурсами будет осуществляться на основе рационального планирования их подготовки и распределения, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников. В рамках этих задач в предстоящие годы политика в области труда и занятости будет направлена на:

- развитие системы обучения персонала на производстве, закрепление молодых специалистов;

- расширение социального партнерства;

- формирование условий повышения миграционной привлекательности города;

- создание системы формирования кадрового резерва в отраслях экономики;

- улучшение условий и охраны труда, снижение уровня профессионального риска;

- поддержку предпринимательской инициативы граждан из числа незанятого населения.

Данный процесс будет обусловлен сокращением числа безработных, а также проявлением экономической активности трудоспособными гражданами, не занятыми прежде трудовой деятельностью. Однако, несмотря на дефицит рабочих рук, трудовой ресурс указанной категории граждан будет востребован частично, что обусловлено качеством их трудового потенциала. 

Однако в связи с ростом безработицы среди российских граждан и необходимостью защиты национального рынка труда на территории нашего региона в целом будут применяться существующие механизмы регулирования иностранной рабочей силы. Установление запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Калужской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, предусмотренного Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволит ограничить численность иностранных работников как на территории региона в целом, так и на территории города Малоярославец.

Реализуются мероприятия по снижению напряженности на рынке труда муниципального образования, однако полностью исключить риск высвобождения части работников в настоящий момент невозможно, что, в свою очередь, приведет к росту как общей, так и регистрируемой безработицы.

В 2022 году уровень регистрируемой безработицы составил 0,5%.

В прогнозном периоде уровень регистрируемой безработицы будет находиться в диапазоне от 0,8 до 1,2%.

В случае реализации целевого сценария динамика восстановления рынка труда города будет более выраженной. На протяжении прогнозируемого периода будет наблюдаться тенденция на снижение численности безработных граждан до значений 2017 - 2018 годов. Уровень регистрируемой безработицы к концу прогнозируемого периода не превысит 0,7 процента. Положительная динамика будет наблюдаться как по занятым в частном секторе, так и в организациях российской и иностранной форм собственности. В среднесрочной перспективе на рынке труда муниципального образования дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, как в квалификационном, так и в территориальном разрезе, несколько снизится.

В 2023 - 2025 годах в условиях тренда на сохранение отрицательных значений естественного прироста, а также принимая во внимание продолжающееся снижение как долевого соотношения, так и численности населения в трудоспособном возрасте, прирост численности экономически активного населения будет сдержанным.

 

УРОВЕНЬ ДОХОДОВ

В 2022 году реальные располагаемые доходы населения составят 95,2 %, реальная заработная плата – 93,8%. В 2023 году ожидается рост реальных располагаемых доходов населения на 0,9%, реальной заработной платы - на 1,3% по базовому варианту с последующим выходом на траекторию устойчивого роста.

Реальная заработная плата в целом по экономике за 2023 - 2025 годы по базовому варианту увеличится на 6,0 %, по целевому варианту - на 10,1 %.

За три года реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 7.5% по базовому варианту и на 10,5% - по целевому варианту.

По оценке 2022 года средний размер пенсии составит более 16 000 руб. или 106,9% к уровню 2021 года.

Среднемесячная заработная плата в городе Малоярославец по полному кругу организаций по оценке 2022 года составит 42 637,42 рублей или 112% к уровню 2021 года, темп роста средней начисленной заработной платы по муниципальному образованию городское поселение «Город Малоярославец» в 2023-2025 годах планируется 108,9%, 104,8%, 104,0% соответственно.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

По оценке 2022 года отгрузка по полному кругу предприятий муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» ожидается 25 391,53 млн. рублей или 98,5% к уровню 2021 года, в 2023 году отгрузка по полному кругу предприятий планируется на уровне 102,1 % или в денежном выражении в пределах 25 924,75 млн. рублей. В прогнозном периоде 2024-2025 годах планируется увеличение на уровне 104,2% - 105,6% соответственно.

В 2022 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 98%, объем отгруженной продукции в фактических ценах составит порядка 22 521,95 млн. рублей. В 2023 году прогнозируется увеличение отгрузки товаров промышленного производства в денежном выражении до 22 769,69 млн. руб., что составит 101,1% к уровню 2022 года. В прогнозном периоде 2024-2025 годов темп роста отгрузки товаров будет на уровне 105,1% и 106,2% соответственно.

Наибольшую долю в промышленном производстве муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» занимают обрабатывающие производства, по оценке в 2022 году она составит 94,6% от общего объема продукции, отгруженной промышленными предприятиями.

Предприятиями обрабатывающих производств в 2022 году будет отгружено товаров на сумму 20 032,69 млн. рублей, индекс производства составит 89,7 %. При этом предполагается рост в производстве лекарственных средств (105,0%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (118.8 %), мебели (105,2%), резиновых и пластмассовых изделий (107,5%). Тенденция конъюнктуры потребительского спроса на продукцию данных и других видов производств в 2022 году характеризуется устойчивой динамикой.

Динамика роста производства лекарственных средств, химического производства, производства пищевых продуктов, бумажных изделий, обработки древесины обусловлена выходом на проектную мощность предприятий, открытых в предыдущие годы.

Прогнозируемая динамика экономического роста показывает, что наибольшие резервы промышленного развития связаны с ростом инвестиций в основной капитал, освоением новых рыночных направлений.

Значимое влияние на рост промышленного производства оказывают динамика потребительского спроса, покупательной способности населения. В условиях экономических ограничений и неопределенности возникли значительные проблемы с поставками, а также высоким ростом цен, сырья и материалов, оборудования для промышленного производства, с поставками готовой продукции на экспорт, с транспортировкой и логистикой, финансовые ограничения и потери.

В 2022-2025 годах в структуре обрабатывающего производства преобладающую долю будет занимать металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, что является основой промышленного потенциала города. Удельный вес данных производств составляет в среднем 56% объема отгруженной продукции города.

В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий:

Ведущими предприятиями металлургического производства являются ООО «Агрисовгаз», ООО «РСМЕТАЛЛ», ООО «ВМК- Инвест».

ООО «Агрисовгаз» является крупнейшим градообразующим предприятием в металлургическом производстве. Основным видом деятельности является производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей. Удельный вес в общем объеме отгруженной   промышленной продукции города в 2022-2025 годах составит около 50%, среди крупных и средних предприятий – 57%.

По оценке в 2022 году на предприятии планируется значительное снижение объема отгруженной продукции и составит 7 326,3 млн. руб., снижение относительно уровня 2021 года – 11 349,8 млн. руб. ожидается на уровне 65%. В 2023 году объем отгруженной продукции в ООО «Агрисовгаз» планируется 86% к уровню 2022 года, что составит в денежном выражении 6 302,9 млн. руб. В прогнозируемых 2024-2025 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 7 066,8 и 7 928,9 млн. руб., темп роста будет расти до 112% ежегодно.

В прогнозном периоде 2023-2025 гг. численность работающих планируется сохранить на уровне в среднем не менее 1 400 человек.

Основным направлением деятельности ООО «РСМЕТАЛЛ» является производство высококачественных электросварных труб круглого и прямоугольного сечения различной длины и размеров, а также стальных конструкций любой сложности с весом элементов до 10 тонн. ООО "РСМЕТАЛЛ" оснащён современным, высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными специалистами, как в области производства трубы, так и в области изготовления металлоконструкций, что позволяет вести весь спектр работ - от разработки конструкций металлических деталей по чертежам заказчика до конечного этапа изготовления продукции, используя только собственные производственные мощности сохраняя при этом высокое качество изготавливаемой продукции. Для удобства работы с клиентами по отгрузке продукции ООО «РСМЕТАЛЛ» имеет собственные подъездные пути, складские площади и помещения. По оценке 2022 года объем отгруженной продукции составит 850,7 млн. руб., в 2021 году объем отгруженной продукции составил 558,8 млн. руб., наблюдается значительное увеличение темпа роста отгрузки 152,2 % относительно отчетного периода 2021 года. В 2023 году в ООО «РСМЕТАЛЛ» планируется увеличение объема отгруженной продукции до уровня 1 107,6 млн. руб., темп роста 130,2%.

В прогнозном периоде 2024-2025 годов предприятие планирует уровень объемов отгруженной продукции на уровне 1 277,0 и 1 465,6 млн. руб. соответственно. Темп роста отгруженной продукции в данном периоде планируется на уровне 115% ежегодно.

Численность предприятия планируется в среднем 105 человек.

Основным видом деятельности ООО «ВМК Инвест» является производство металлических конструкций, изделий и их частей, а также производство и поставка алюминиевого профиля. По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2022 году составит 3 555,0 млн. руб., снижение относительно уровня 2021 года – 2 177,4 млн. руб. ожидается на уровне 88%. В 2023 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2022 года, что составит 106%, в денежном выражении объем отгрузки продукции в ООО «ВМК Инвест» составит 3 770,0 млн. руб. В прогнозируемом периоде объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 4 215,0 млн. руб., темп роста увеличится до 106%.

На предприятии работает порядка 260 человек.

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях представлено ООО НПО «ФармВИЛАР».

ООО НПО «ФармВИЛАР» имеет среднесписочную численность работников на уровне 387 человека, в прогнозируемом периоде планируется незначительное увеличение численности работников.

По оценке 2022 года объем отгруженной продукции в ООО НПО «ФармВИЛАР» ожидается 748,0 млн. руб. Темп роста составит 105%. В прогнозном периоде 2023-2025 годах планируется объем отгруженной продукции 785,5 млн.руб., 824,8 млн.руб., 866,0 млн.руб. соответственно. И темп роста составит 105% ежегодно. В настоящее время данное предприятие остается в категории крупные и средние предприятия.

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Ведущими предприятиями данного производства являются:

ООО "Союз "Техпласт" - перспективно развивающаяся компания, успешно работает на рынке производства и продаж труб ПВХ для электропроводки и монолитного строительства. За время своей работы, данное предприятие завоевало доверие многочисленного круга клиентов в России.

По оценке 2022 года объем отгруженной продукции предприятия составит в денежном выражении 120,0 млн. руб., что на 8,1% ниже уровня отчетного 2021 года – 130,5 млн. руб. В предстоящем 2023 году планируется увеличить темп роста объема отгруженной продукции до уровня 108,3 % по отношению к 2022 году и вывести его на отметку 130,0 млн. руб. В прогнозном периоде 2024 – 2025 годов ожидается сохранение темпа роста отгруженной продукции предприятия на уровне 107,7%, 103,6% соответственно, что в денежном выражении составит 140,0 млн. руб. в 2024 году и 145,0 млн. руб. в 2025 году. По оценке 2022 года на предприятии работает 20 человек. В прогнозном периоде 2023-2025 годов планируется увеличение численности работников.

ООО «Фауна–пласт» по оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2022 году составит 50,0 млн. руб., темп роста относительно уровня 2021 года – 48,1 млн. руб. ожидается на уровне 103,9%. В прогнозируемых 2023-2025 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении также будет на уровне 2022 года.

По оценке 2022 года на предприятии работает 23 человек. В прогнозном периоде 2023-2025 годов планируется численность на уровне 2022 года.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования представлено:

ОАО «Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод» (МОПАЗ).  В настоящие время производственные площади сдаются в аренду.

АО «Малоярославецкий приборный завод» Малоярославецкий приборный завод был основан в 1971 году, как опытное производство Московского НИИ приборостроения Министерства радиопромышленности СССР и предназначался для изготовления сложных радиотехнических систем по заказу Министерства Обороны СССР. В 80-х годах прошлого века Малоярославецкий приборный завод стал крупнейшим промышленным предприятием города. В 1994 году завод был преобразован в ОАО "Малоярославецкий приборный завод". В 2015 году ОАО "МПЗ" преобразован в АО "МПЗ". 

В настоящее время предприятие выпускает: медицинскую технику, а именно приборы для физиотерапии. 

По оценке 2022 года объем отгруженной продукции предприятия составил в денежном выражении 55.0 млн. руб., что на 4.4 % выше уровня отчетного 2021 года – 52.7 млн. руб. В прогнозном периоде 2023-2025 годов ожидается сохранение темпа роста отгруженной продукции предприятия на уровне 101,8%, 101,8%, 100,9% соответственно. На предприятии работает в среднем 35 человека, в прогнозном периоде планируется численность на том же уровне.

ООО «ЗАВОД ВОДОПРИБОР» — основной вид деятельности производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации.  В 2021 году среднесписочная численность работников составила 91 человек. По оценке в 2022 году темп роста отгрузки составит 101,4 % относительно отчетного периода 2021 года. В 2023 году произойдет увеличение объема отгруженной продукции, темп роста составит 102,2%, В 2024-2025 годах темп роста отгруженной продукции составит 101,8% и 102,1% соответственно.

Производство пищевых продуктов.

Основными предприятиями города, которые относятся к пищевой промышленности являются:

ЗАО «Партнер –М» - предприятие, деятельность которого сконцентрирована на производстве и дистрибьюции важнейших пищевых и кормовых ингредиентов: растительных, животных и молочных белков, крахмалосодержащих продуктов и пищевых волокон. Обладая многолетним опытом работы на ингредиентном рынке, компания имеет деловых партнеров в разных странах мира, поставляя продукцию не только во все регионы России и СНГ, но и в страны Европы и ближнего Востока.

Производство и оптовая продажа пищевых добавок и ингредиентов для мясоперерабатывающей промышленности. Предприятие имеет собственное производство и лабораторию, сотрудничество с ведущими НИИ пищевой промышленности, совместно с НИИ мясной промышленности экструзионный центр. ЗАО «Партнер-М» разрабатывает и внедряет Менждународные стандарты ISO 22000, HACCP, поставляет продукцию во все регионы РФ, а также в Украину, Грузию, Казахстан. 

Средняя численность персонала по оценке 2022 года составит 155 человек, в прогнозном периоде изменения по численности работников не планируется.

По оценке в 2022 году темп роста отгрузки значительно увеличится до 156,7 % относительно отчетного периода 2021 года, и в денежном выражении составит 2 156,5 млн. руб. против 1 375,8 млн. руб. в 2021 году. В 2023 году объем отгруженной продукции ожидается порядка 2 332,3 млн. руб., темп роста составит 108,1%, В 2024 году темп роста отгруженной продукции составит 108,2%, при денежном выражении – 2 522,3 млн. руб. В 2025 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 2 727,9 млн. руб., при этом темп роста составит 108,2%. С 2018 года ЗАО «Партнер –М» находится в категории «крупные и средние предприятия».

ООО «Сифуд Индастриз» - основной род деятельности переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков. Является ведущим предприятием пищевой промышленности в городе.

Средняя численность персонала по оценке 2022 года составит 500 человек, и в прогнозном периоде планируется не ниже уровня 2022 года.

По оценке 2022 года объем отгруженной продукции составит 2 600,0 млн. руб. или 97,5% к 2021 году. В прогнозном периоде 2023-2025 годов планируется объем отгруженной продукции на уровне 2022 года.

ООО «Малоярославецкий комбинат хлебопродуктов»

Численность персонала в среднем на уровне 50 человек. По оценке 2022 года ожидается увеличение объема отгруженной продукции, темп роста составит 103,1 % к уровню 2021 года. В 2023 году произойдет так же увеличение объема отгруженной продукции - 105,9 %, в прогнозном периоде 2024-2025 годов темп роста отгруженной продукции составит 103,5%, 106,0% соответственно.

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

ООО «ПАРК-ПРО» - основной вид деятельности производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий. По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2022 году составит 578,3 млн. руб., темп роста относительно уровня 2021 года – 118,8 млн. руб. В 2023 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2022 года – 104%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 601,4 млн. руб. В прогнозируемых 2024-2025 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 621,8 и 641,9 млн. руб. соответственно, темп роста составит 103,4% и 103,2 соответственно.

По оценке 2022года на предприятии работает 74 человека. В прогнозном периоде 2023-2025 годов планируется увеличить численность до 98 человек.

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов:

УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» (УМП «КЭиТС») даст объем отгрузки по оценке 2022 года на уровне 282,3 млн. руб., что на 16,8% ниже уровня отчетного 2021 года, данное понижение связано с передачей в концессию объектов теплоснабжения.  В 2023 году планируется объем отгрузки на уровне 122,8 млн. руб. в денежном выражении, темп снижения при этом составит 43,5%. В 2024-2025 годах по прогнозу ожидается темп роста объема отгруженной продукции на уровне 105%, 104% соответственно, при этом в 2024 году планируется отгрузить продукции на 128,9 млн. руб., в 2025 – на 134,1 млн. руб.

ОАО "Малоярославецмежрайгаз". В отчетном 2021 году объем отгрузки предприятия составил 348,3 млн. руб., по оценке 2022 года объем отгрузки составит 333,8 млн. руб., темп снижения отгрузки ожидается на уровне 95,8%. В 2023 году планируется отгрузить продукции на 343,4 млн. руб., темп роста при этом составит 102,9 %. В 2024 – 2025 годах в денежном выражении объем отгруженной продукции в ОАО «Малоярославецмежрайгаз» увеличится до 393,9 и 452,6 млн. руб., а темп роста составит 115% ежегодно.

УМП «Водоканал» по оценке 2022 года отгрузит продукции на сумму 111,1 млн.  руб., в отчетном 2021 году, данный показатель составлял 103,7 млн. руб. Темп роста по оценке 2022 года ожидается на уровне 107,1%. В предстоящем 2023 году темп роста объема отгруженной продукции по отношению к 2022 году планируется 108,2%, в денежном выражении составит 120,2 млн. руб. В прогнозном периоде 2024 – 2025 годов темп роста объема отгруженной продукции на предприятии останется около 104% ежегодно, при этом, в денежном выражении отгрузка составит 125,0 млн. руб. в 2024 году и 130,0 млн. руб. в 2025 году.

Производство мебели представляет:

ООО «СОЛАНА» основной вид деятельности производство мебели для офисов и предприятий торговли. На рынке с 2015 года. По оценке 2022 года объем отгрузки составит - 106,2%. Темп роста отгрузки в 2023-2025 годах составит в среднем 105,1% ежегодно.

Прочие производства: объем отгруженной продукции в отчетном 2021 году по крупным, средним и малым прочим предприятиям города составил 5 138,2 млн. руб. Темп роста по оценке 2022 года ожидается на уровне 104,6 %, в денежном выражении объем отгруженной продукции составит 5 374,6 млн. руб. В предстоящем 2023 году темп роста по отношению к 2022 году планируется 104,2%, а в прогнозном периоде 2024 – 2025 годов темп роста объема отгруженной продукции на прочих предприятиях города планируется на уровне 104,3% и 105,1% соответственно.

В 2022 году по некоторым предприятиям муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» ожидается снижение количественных и стоимостных показателей деятельности, на снижение производств оказывают влияние сжатие рынков, действие экономических ограничений вследствие введенных санкций со стороны ряда стран.

 

В таблице 1 приведены показатели отгрузки/реализации промышленной продукции за период 2020-2024 годов:

Таблица 1

Наименование промышленного предприятия

Отгружено/реализовано продукции, млн. руб.

Темп роста, %

2021 г отчет

2022 г оценка

2023 г прогноз

2024 г прогноз

2025 г прогноз

2022г к 2021г

2023 к 2022г

2024г к

2023г

2025г к 2024г

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

ООО «Агрисовгаз»

11 349,8

7 326,2

6 302,9

7 066,8

7 928,9

64,5

86,0

112,1

112,2

ООО «РСМЕТАЛЛ»

558,8

850,7

1 107,6

1 277,0

1 465,6

152,2

130,2

115,3

114,8

ООО «ВМК Инвест»

4 036,6

3 555,0

3 770,0

3 990,0

4 215,0

88,1

106,0

105,8

105,6

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

ООО НПО «ФармВИЛАР»

712,5

748,1

785,5

824,8

866,0

105,0

105,0

105,0

105,0

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

АО «Малоярославецкий приборный завод»

52,7

55,0

56,0

57,0

57,5

104,4

101,8

101,8

100,9

Производство резиновых и пластмассовых изделий

ООО «Союз «Техпласт»

130,5

120,0

130,0

140,0

145,0

91,9

108,3

107,7

103,6

ООО «Фауна –пласт»

48,1

50,0

50,0

50,0

50,0

103,9

100,0

100,0

100,0

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

ЗАО «Партнер-М»

1 375,8

2 156,5

2 332,3

2 522,3

2 727,9

156,7

108,1

108,2

108,2

ООО «Сифуд Индастриз»

2 667,4

2 600,0

2 600,0

2 600,0

2 600,0

97,5

100,0

100,0

100,0

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

ООО «ПАРК-ПРО»

486,6

578,3

601,4

621,8

641,9

118,8

104,0

103,4

103,2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов

УМП «КЭиТС»

339,3

282,3

122,8

128,9

134,1

83,2

43,5

105,0

104,0

ОАО «Малоярославецмежрайгаз»

348,3

333,8

343,4

393,9

452,6

95,8

102,9

114,7

114,9

УМП «Водоканал»

103,7

111,1

120,2

125,0

130,0

107,1

108,2

104,0

104,0

Прочие производства

5 138,2

5 374,6

5 600,3

5 841,1

6 140,0

104,6

104,2

104,3

105,1

                               

 

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В 2022 году в целом по городу ожидается незначительный, но рост количественных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Количество действующих малых предприятий в 2022 году оценивается в 546 единицы. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, по оценке, составит 2 338 человек.

В прогнозном периоде 2023-2025 годов планируется увеличение количества субъектов малого предпринимательства (СМП): 553, 565, 570 единиц соответственно. Средняя численность работающих на СМП в прогнозном периоде в среднем составит    2 585 человек.

 

По оценке 2022 года оборот малых предприятий оценивается в 6 719,6 млн. рублей, в фактических ценах темп роста на 0,3% выше уровня 2021 года. В 2023 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2022 года, что составит 104,4%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 7 015,3 млн. руб. В прогнозируемых 2024-2025 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 7 316,9 и 7 668,1 млн. руб. соответственно, темп роста продолжит медленно расти до 104,3% и 104,8% соответственно. Незначительный рост объемов оборота связан с потерей контрактов, перепрофилированием предприятий на производство другой продукции.

Наиболее значимыми малыми предприятиями муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец являются: ООО «Техностройгрупп», ООО «Вторчермет», ООО «Алмо», ООО «Виктория», ООО ПТК «ПРИОРИТЕТ», ООО «Алюком», ООО «Депо Малоярославец», ООО «Колорит», ООО «Алюма», ООО «СМУ-10» и др. Удельный вес СМП в общем объеме отгруженной   продукции города по полному кругу в 2022-2025 годах составит около 27 %.

В среднесрочной перспективе усилится влияние малого предпринимательства на социально-экономическое развитие муниципального образования, чему будет способствовать реализация государственной программы развития предпринимательства, которая является одним из факторов развития предпринимательства в Калужской области.

 

 

СТРОИТЕЛЬСТВО И ИНВЕТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Увеличение объема инвестиций в основной капитал обусловлено ростом объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, вложениями инвесторов в новые проекты, а также за счет реализации мероприятий национальных проектов по строительству новых объектов социальной, спортивной, дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры в городе Малоярославце.

В 2022 году объем инвестиций в основной капитал на развитее экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 1 985,6 млн. руб. в номинальном выражении, или 252,2% в сопоставимой оценке к объемам 2021 года, значительное увеличение объема инвестиций произошло, прежде всего, в результате строительства новой школы на территории муниципального образования, на которое по национальному проекту «Демография» было предусмотрено 1 473,0 млн. руб., а также в 2022 году из местного бюджетов было выделено более 24 млн. руб. на строительство памятной стелы «Малоярославец - Город воинской славы».

В 2022 году между администрацией муниципального образования городское  поселение «Город Малоярославец» и обществом  с ограниченной ответственностью «Калужская энергосетевая компания» (ООО «КЭСК») было заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец», в соответствии с которым, концессионер взял на себя обязательства создать новые объекты, а именно 3 котельные и провести реконструкцию 4 котельных, а так же построить и отремонтировать наружные тепловые сети, протяженностью более 13 км, а в последующие годы осуществить ремонт всех переданных в концессию тепловых сетей. Данные мероприятия направлены на снижение износа существующего оборудования и сооружений, снижение ограничений установленной мощности, повышение энергетической эффективности, обеспечение учета энергетических ресурсов, снижение эксплуатационных расходов на техническое обслуживание, автоматизацию производственных процессов. На реализацию проекта потребуется 704 млн. рублей. Новые объекты обеспечат потребителям стабильное теплоснабжение и комфортный температурный режим в осенне-зимний период. Изменения коснутся 80% жителей города Малоярославец. Установлен срок окончания работ — 2027 год.

В предстоящем среднесрочном периоде 2023-2025 годов прогнозируется прирост инвестиций в основной капитал. Это объясняется улучшением общего инвестиционного климата, увеличением объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, а также вложениями новых инвесторов. В 2023 году планируется объем инвестиций, на уровне 986,5 млн. руб., в том числе 99,4 млн. руб. на строительство автоматизированных блочно-модульной котельных мощностью 10,5 МВт и 7.6 МВт.

В 2024-2025 годах планируются инвестиции в сумме 496,9 млн. руб. и 512,7 млн. руб. соответственно.

Вложения инвестиций в основной капитал будут осуществляться за счет собственных средств.

Основные инвестиционные вложения за период 2021-2022 годы и в среднесрочной перспективе 2023-2025 годов связаны, прежде всего, с инвестиционной деятельностью следующих предприятий: в 2021 году в ООО «Агрисовгаз» данные вложения в натуральном выражении составили 494,3 млн.. по оценке в 2022 году  инвестиционные вложения планируются на уровне 82,9 млн.руб. В прогнозном периоде 2023-2024 годов инвестиции будут порядка 30 млн.руб. ежегодно. Данные инвестиции будут направлены на приобретение основных средств, модернизацию и реконструкцию предприятия. В 2021 году на приобретение основных средств, строительство, модернизацию и реконструкцию ОАО "Малоярославецмежрайгаз" было направлено инвестиций в размере 50,6 млн.руб., по оценке в 2022 году инвестиции составят 60,1 млн.руб., в прогнозном периоде 2023-2025 годов планируется инвестиций 65,5 млн. руб., 71,6 млн. руб., 78,5 млн. руб., соответственно. Инвестиции на строительство и приобретение основных средств в «ВМК Инвест» в денежном выражении в 2021 году составили 117,8 млн. руб., по оценке в 2022 году планируются 170 млн. руб. в 2023-2025 годах составят 100,0 млн. руб., ежегодно. Инвестиции ООО «Агригазавтосервис» в 2021 году составили 61,4 млн.руб. Данные инвестиции будут направлены на приобретение основных средств.

Основным направлением в экономике муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» остается стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение новых инвесторов на территорию города. Стабильный поток инвестиционных средств обеспечивается созданием комфортных условий ведения хозяйственной деятельности для уже существующих предприятий, а также вновь приходящих на территорию города субъектов инвестиционной деятельности.

Наибольший удельный вес в объеме капитальных вложений в реализацию программ социальной направленности приходится на финансирование из областного бюджета (65%).

Одной из ведущих составляющих развития экономики города является строительство. Удельный вес отгруженной продукции предприятий, относящихся к сфере строительство в общем объеме отгруженной продукции города по полному кругу в 2022-2025 годах составит около 5,1 %. Объем отгруженной продукции в прогнозном периоде в среднем планируется 1,3 млрд. руб.

В городе наиболее значимыми предприятиями в сфере строительства являются: ООО «Виктория», ООО «СМУ-10», ООО «Стройтехмонтаж плюс», ООО «СПЕЦСТРОЙ-21», ООО «Энергостройсервис», ООО «Майт», ООО «СДА», ООО «Стройгарант» и другие.

Стратегической целью жилищной политики является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

На территории города по оценке 2022 года планируется ввести 16 230 кв.м. жилья за счет средств индивидуального застройщика, что составляет 84% к уровню аналогичного периода 2021 года. В прогнозном периоде 2023-2025 годов запланировано ввести в эксплуатацию жилья порядка 15 300 кв.м. ежегодно. Проводимые мероприятия по улучшению качества жилья, увеличению объемов жилищного строительства, развитию инфраструктуры направлены на обеспечение комфортной среды проживания и жизнедеятельности для всех жителей города. В 2022 году к новому учебному году была открыта школа на территории города Малоярославец.

В 2023-2025 годах прогнозируется положительная динамика объема выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в связи с увеличением притока инвестиционных ресурсов в экономику города в результате прихода новых инвесторов, а также увеличением строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, зданий промышленного назначения, реализацией значимых инфраструктурных инвестиционных проектов.

В прогнозном периоде основные направления строительной деятельности будут направлены на создание стимулов застройщиков для реализации масштабных проектов комплексного развития территорий, обеспеченных инфраструктурными объектами, средства на которые предусмотрены в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, оказание гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем молодых семей, вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в целях жилищного строительства в городе, модернизацию строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, стимулирование внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья.

 

ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В 2021 году общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Малоярославец составила 103,350 км. Доля автомобильных дорог местного значения с усовершенствуемым покрытием (асфальтобетон, цементобетон) составляет 41,788 км (40.43%), с переходным типом покрытия (песчано-гравийная смесь) соответственно 61,562 км (59,57%).

В 2022 году протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Малоярославец сохранится на уровне 2021 года. В прогнозном периоде изменений не предвидеться. В 2021 году был начат, а в 2022 году закончен ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Успенская, протяженностью 1,980 км., на сумму 23,2 млн.руб. Также в 2022 году были отремонтированы автомобильные дороги общего пользования местного значения по ул. Футбольная на сумму 6,8 млн.руб., ул. Заречная, протяженностью 1,762 км на сумму 35,4 млн. руб., ул. Аузина, протяженностью 1,040 км на сумму 16,2 млн.руб. А также по оценке 2022 года будут выполнены работы по ремонту автомобильной дороги по ул.Учебный проезд на сумму 2,5 млн.руб., дублера автомобильной дороги по ул. Коммунистическая на сумму 2,1 млн.руб., автомобильной дороги АО ул. Станционный проезд на сумму около 200 тыс. руб.

 В плановом периоде 2023-2025 годах планируется ремонт дорог муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на сумму более 100 млн. рублей. Так же по оценке 2022 года на территории города Малоярославец будут отремонтированы следующие тротуары: тротуар по ул. Чистовича, тротуар на пересечении ул. Аузина с ул. Проезд Российских газовиков на сумму более 1,5 млн. рублей.

Основной проблемой развития дорожного хозяйства муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является высокая доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. С увеличением автомобильного транспорта, актуальным является прогнозирование ухудшения дорожной обстановки, связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий на территории города.

В сложившихся условиях проезд на автомобильных дорогах муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» поддерживается в основном благодаря мерам по содержанию и текущему ремонту.

Так же большой проблемой является не соответствие нормативным требованиям дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.

Для решения указанных проблем необходимы:

- качественное   улучшение   транспортно-эксплуатационного состояния   сети автомобильных дорог местного значения;

-           проведение ремонта автомобильных дорог местного значения;

-           круглогодичное содержание автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями.

- ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;

 -организация и обустройство пешеходных переходов;

- установка дорожных знаков;

- ремонт (ямочный, картами) уличной дорожной сети в весенний и осенний период;

- нанесение дорожной разметки на улицах города и пешеходных переходах;

- строительство и ремонт тротуаров на улицах города;

- разработка схем организации дорожно-транспортного движения по улицам города;

- внедрение схем организации движения транспорта в местах наибольшего скопления людей;

- организация одностороннего движения на узких участках дорог;

- внедрение системы видеофиксации.

Долгосрочное планирование дорожно-хозяйственной деятельности в муниципальном образовании городского поселения "Город Малоярославец», позволит применить принципы бюджетное планирования, ориентированного на результат, с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов при четко определенных приоритетах развития отрасли.

 

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

Современный потребительский рынок города Малоярославец способен удовлетворить спрос населения на основные продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Сфера обслуживания населения, постоянно развивающаяся сеть предприятий торговли, насыщенность товарами и услугами остаются на соответствующем уровне, тем самым, подтверждая стабильность потребительского рынка муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

В структуре потребительского рынка города 66,3% занимает сектор розничной торговли (стационарные (магазины) и нестационарные торговые объекты), 22,5% - рынок платных услуг 10,8% - сфера общественного питания. На территории города функционирует один универсальный рынок.

Совершенствование рыночной инфраструктуры способствует повышению уровня обеспеченности населения города в торговом обслуживании и оказании платных услуг.

 Из общего количества стационарных предприятий розничной торговли специализируются на продаже продовольственных товаров 42% магазинов, непродовольственных - 30%, смешанного ассортимента - 28%.

Последовательное внедрение современных форм торговли, динамичное развитие сетевых структур розничной торговли, различных форматов, где используются прогрессивные технологии торгового обслуживания населения по методу: самообслуживания; дистанционного способа продаж (по образцам, каталогам); торговли в кредит; использования, при расчете с покупателями, банковских карт, электронных терминалов; проведения призовых акций, сезонных распродаж, скидок; компьютеризация учета товародвижения способствует повышению качества культуры обслуживания и удовлетворению покупательского спроса населения. При открытии новых предприятий торговли большое внимание уделяется благоустройству прилегающих территорий, обустройству парковок автотранспорта, установке камер видеонаблюдения, обеспечению доступа маломобильных групп населения (установка пандусов).

Порядка 64 % оборота розничной торговли обеспечивают федеральные и региональные сети. В настоящее время в нашем городе работают федеральные и региональные сетевые операторы розничной торговли, такие как «Дикси», «Пятерочка», «Магнит», «Праздничный», «АТАК», «Лента», «Верный» и др.

Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, широким ассортиментом товаров, оснащена передовыми технологиями ведения бизнеса и сервисного обслуживания покупателей. Рост сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, увеличиваются налоговые поступления, внедряются современные технологии. Однако открытие сетевых магазинов в городе Малоярославец влечет за собой закрытие местных магазинов как неконкурентоспособных.

С целью улучшения обслуживания жителей, создания комфортных условий населения по месту жительства развивается сеть магазинов, расположенных в радиусе "шаговой" доступности, торгующих широким ассортиментом товаров. Осуществляется ярмарочная торговля, способствующая реализации продукции местных товаропроизводителей.

В 2022 году по оценке, объем розничной торговли в товарной массе составит 96% к уровню 2021 года или 5 393,8 млн. рублей в номинальном исчислении.

В прогнозируемом периоде 2023 - 2025 годов реальный рост объемов оборота розничной торговли составит по базовому варианту 100,1% в 2023 году, 101,0% - в 2024 году, 101,5% - в 2025 году соответственно.

Все больше получает распространение торговля через интернет-магазины, интернет-продажи в общем обороте розничной торговли составляют около 21,5 %.

В прогнозном периоде структура оборота розничной торговли будет ориентирована на расширение товарного ассортимента на имеющихся торговых предприятиях и увеличение объема продаж за счет привлечения потенциальных покупателей, предоставляя выгодные условия для приобретения товаров, активного использования услуг потребительского кредитования.

Функции общественного питания на территории города осуществляют организации различной формы собственности. Из общего количества 44% - социально ориентированные предприятия общественного питания, обеспечивающие питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, 56% - предприятия, ориентированные на различные группы потребителей, включая сеть быстрого питания.

В супермаркетах и крупных продовольственных магазинах открываются отделы по реализации готовой кулинарной продукции и свежевыпеченных хлебобулочных изделий.

Постоянно расширяется спектр оказываемых предприятиями общественного питания услуг: отпуск блюд на вынос, доставка их по заказам на дом, в офис, изготовление продукции на заказ.

Темпы роста оборота общественного питания в прогнозном периоде в сопоставимых ценах составят 102,4-102,8 % по базовому варианту, и 102,7-103,0 % по целевому варианту.

Предполагается, что в 2022 году на душу населения будет реализовано товаров и продукции общественного питания в среднем в месяц на сумму 20,07 тыс. рублей.

К 2025 году ежемесячная продажа товаров и продукции общественного питания на душу населения по базовому и целевому вариантам возрастет до 20,7- 22,3 тыс. рублей соответственно.

Определяющими факторами, влияющими на развитие рынка платных услуг населению как сегмента потребительского рынка, в среднесрочной перспективе являются рост платежеспособного спроса населения, политика по регулированию цен на услуги естественных монополий, а также развитие рынка социальных услуг, предоставляемых ранее бесплатно.

Диапазон видовой структуры также зависит от платежеспособного спроса населения. В видовой структуре платных услуг 39,6% приходится на услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные и связи (17,8%), бытовые и транспортные (18,5%), медицинские (9,2%), системы образования (5,5%), прочие (9,4%).

В видовой структуре бытовых услуг наиболее востребованы услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и оборудования (удельный вес в общем объеме бытовых услуг – 29,7%), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (20,8%), парикмахерские и косметические услуги (25,6%).

Предполагается, что сложившаяся структура платных услуг в 2023 - 2025 годах сохранится без значительных изменений. Основными лидерами рынка платных услуг населению по-прежнему останутся низкоэластичные к доходам населения услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные услуги, транспортные услуги, которые относятся к разряду «обязательных услуг» и доля которых в объеме услуг составляет около 65%.

Расширяется сеть предприятий, оказывающих услуги населению в основном за счет увеличения поставщиков услуг (образовательные, медицинские, юридические, туристические, пассажирские перевозки и другие услуги).

Снижение платежеспособного спроса в 2021 году изменило предпочтения населения по использованию денежных доходов на приобретение услуг. К концу 2022 года объем платных услуг вырастет на 100% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года и составит 1 480,5 млн. рублей.

В 2023- 2025 годах рост объема платных услуг по базовому варианту составит 101,3% в 2023 году, 102,2% в 2024 году, 102,5% в 2025 году, по целевому варианту – 101,7%, 102,5%, 102,9% соответственно.

К 2025 году ежемесячный объем платных услуг на душу населения составит 5,6- 6,7 тыс. рублей против 5,3 тыс. рублей по оценке 2022 года.

 

ЦЕНОВАЯ СИТУАЦИЯ

Одним из значительных факторов, оказывающих влияние на развитие потребительского рынка, является динамика инфляционных процессов.

Значительное влияние на изменение инфляционных процессов оказывает сохранение ограничительных санкций, неустойчивая динамика курса рубля, дороговизна кредитных ресурсов, сокращение внутреннего спроса. Вместе с тем идет процесс адаптации к изменениям, складывающимся в экономике. Высокий уровень сбережений является фактором, сдерживающим инфляцию.

В январе - июле 2022 года уровень среднегодовой инфляции по Калужской области в целом и в городе Малоярославец составил 117,2% по отношению к январю - июлю 2021 года.

В условиях импортных ограничений и продолжающейся перестройки производственно-логистических цепочек инфляция, быстро выросшая в марте 2022 года, сохранится на повышенном уровне и на конец 2022 года составит 114,0 процента, а в среднем за год - 116,5 процента.

С учетом принятых Правительством Российской Федерации мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары ожидается снижение инфляции в 2023 году. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года по базовому варианту составит 106,5 %, по целевому - 106,1 %.

В 2024 - 2025 годах инфляция будет сохраняться на уровне 104,0%.

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ»

Основным механизмом решения поставленных задач администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является реализация национальных проектов, муниципальных программ и входящих в их состав мероприятий муниципальных проектов.

Реализация национальных проектов охватывает основные ключевые направления социально-экономического развития - такие, как жилье и городская среда, безопасные и качественные автомобильные дороги, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и др.

Основанием для разработки муниципальных  программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является перечень муниципальных программ, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 05.11.2019 N 1165 «Об утверждении  Перечня муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», реализация которых предусмотрена в 2020 году и в последующие годы».

В муниципальном образовании действуют 17 муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» (см. таблица 2.), а также

- Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2032 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 184 от 20.04.2017 г.

- Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2030 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 147 от 24.11.2016 г.

- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" на период с 2015 по 2024 годы Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 525 от 19.02.2015 г.

На 2023-2025 годы структура государственных программ в муниципальном образовании существенно не изменится.

На прогнозируемый период 2023 - 2025 годов финансирование муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» планируется в рамках бюджетных ассигнований, которые будут определены в решении Городской Думы о бюджете муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на очередной финансовый год и на плановый период.

По некоторым муниципальным программам муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в 2023 - 2025 годах на финансирование программных мероприятий предусмотрено получение средств из федерального и регионального бюджетов.

Средства из федерального бюджета будут направлены на реализацию мероприятий в рамках следующих направлений: развитие дорожного хозяйства, формирование современной городской среды, где предусмотрено участие муниципального образования на условиях софинансирования.

 

 

 

Перечень муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

Таблица 2

№ п/п

Наименование муниципальной программы

Дата, номер постановления об утверждении программы

1

«Развитие культуры и туризма в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

2

«Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

3

«Поддержка развития казачьих обществ в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

4

«Безопасный город» в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

5

«Гражданская инициатива» в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

6

«Социальная поддержка граждан в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

7

«Развитие градостроительной деятельности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

8

«Развитие дорожного хозяйства в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

9

«Благоустройство территории в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

10

«Энергосбережение и повышение энергоэффективности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

11

«Чистая вода в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

12

«Управление муниципальным имуществом в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

13

«Формирование современной городской среды в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» на 2018-2024 годы»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

14

«Содержание и обслуживание жилищного фонда в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

15

«Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» качественными коммунальными услугами»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

16

«Организация деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165

17

«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.02.2021 г. №166

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов

Таблица 3

Показатели

Ед. изм.

Отчет

Оценка

Прогноз

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

2025г.

Население

Численность населения на конец года

чел.

28 498

41 836

41 878

41 920

41 970

Темп роста, %

 

 

146,8%

100,1%

100,1%

100,1%

Доходы населения

Среднемесячная заработная плата на 1 работника

руб.

38 062,3

42 637,4

46 420,4

48 653,6

50 610,3

Темп роста, %

 

 

112,0%

108,9%

104,8%

104,0%

Объем отгруженной продукции, объем инвестиций, розничный товарооборот

Объем отгруженной продукции (без НДС и акцизов) всего по разделам С, D, E ОКВЭД

Млн. руб.

25 776,1

25 391,5

25 924,8

27 013,6

28 526,4

Темп роста, %

 

 

98,5%

102,1%

104,2%

105,6%

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Обрабатывающие производства

Млн. руб.

22 340,2

20 032,7

20 233,0

21 244,7

22 540,6

Темп роста, %

 

 

89,7%

101,0%

105,0%

106,1%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Млн. руб.

814,2

757,1

617,9

681,0

752,2

Темп роста, %

 

 

93,0%

81,6%

110,2%

110,5%

Объем отгруженной продукции по малым предприятиям

Млн. руб.

6 696,8

6 719,6

7 015,3

7 316,9

7 668,1

Темп роста, %

 

 

100,3%

104,4%

104,3%

104,8%

Инвестиции в основной капитал

Млн. руб.

787,3

1 985,6

986,5

496,9

512,7

Темп роста, %

 

 

252,2%

49,7%

50,4%

103,2%

Розничный товарооборот

Млн. руб.

5616,3

5 393,8

5 400,6

5 452,3

5 533,8

Темп роста, %

 

 

96%

100,1%

101,0%

101,5%

Оборот общественного питания

Млн. руб.

1 290,5

1 319,1

1 351,2

1 386,5

1 424,8

Темп роста, %

 

 

102,2%

102,4%

102,6%

102,8%

Объем платных услуг

Млн. руб.

1 308,3

1 323,7

1 341,2

1 370,7

1 405,1

Темп роста, %

 

 

101,2%

101,3%

102,2%

102,5%

 

 

x